Митрополит Сурожский Антоний. Труды

было ничего от той зашоренности, косности, того— не побоюсь этого

слова— мракобесия, которое отличает иных современных авторов, выдающих

себя за богословов и хранителей веры отеческой. Дух сектантства, которым дышат

произведения некоторых нынешних радетелей о чистоте Православия, был Отцам

Церкви глубоко чужд. Такие авторы, как Василий Великий, Григорий Богослов,

Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие, были людьми широкого

кругозора, энциклопедических знаний, с уважением относившимися не только к

церковным, но и к светским наукам.Поражает также смелость святых Отцов, их дерзновение: они не боялись ставитьсамые трудные вопросы и искать на них ответы. Отцы Церкви всегда опирались насвоих предшественников, но никогда не ограничивались бездумным повторениемтого, что унаследовали от прошлых веков. Даже если на обсуждение выносилсявопрос, уже неоднократно обсуждавшийся в прошлом, вопрос, по которому быловынесено соборное суждение Церкви, Отцы были готовы в каждую эпохурассматривать его по-новому, под другим углом зрения, и подчас давали на негоновый ответ. Мнения одних Отцов уточнялись другими Отцами: это был непрерывныйтворческий процесс, неотъемлемой частью которого являлось богословскоедерзновение.Святые Отцы более всякого греха боялись впадения в ересь, однако этот страхотнюдь не сковывал их. Было немало богословов, которые балансировали на граниереси или переступали через эту грань, но за порогом Церкви оставались, какправило, лишь те, кто сознательно противопоставлял свое мнение соборному разумуЦеркви. Если же богослов, повинуясь церковному голосу, признавал свои ошибки,Церковь возвращала ему всю полноту своего доверия. Поэтому, боясь ереси, ОтцыЦеркви не боялись ошибок, зная, что infallibilitas (безошибочность) несвойственна никому, кроме самой Церкви во всей ее полноте, и что сама Церковьисправит всякую их ошибку и восполнит всякую неполноту.Таким образом, можно говорить о том, что Отцом Церкви является тот богослов,который, обладая личной святостью и храня верность Преданию Церкви, в то жевремя говорит на языке, доступном его современникам, не боясь отвечать нажгучие вопросы современности. Отец Церкви все свои богословские суждениясверяет с мнением Церкви, ориентируясь на церковное Предание как главныйкритерий истины. Верность Преданию, однако, вовсе не означает слепогокопирования того, что уже было сказано прежде: напротив, Отцу Церкви нередкоприходится рассматривать проблемы, которые до него никем не рассматривались, норешает он их исходя из духа православного Предания.Митрополит Антоний как выразитель святоотеческого ПреданияГоворить о патристическом контексте богословия митрополита Антония непросто.В своих беседах и проповедях он довольно часто ссылается на Отцов Церкви,иногда называя их по именам, иногда просто упоминая «кого-то из Отцов», однаконикакого систематического исследования святоотеческого наследия мы у него ненайдем. К изречениям и мыслям Отцов Церкви он подходит настолько свободно, что