Митрополит Сурожский Антоний. Труды

иногда невозможно бывает установить источник цитаты: кажется, что когда-то

где-то Владыка Антоний прочел ту или иную святоотеческую мысль, а затем в

течение долгих лет жил с нею, осмысливал ее и переплавлял ее в горниле

собственного духовного опыта; то, что явилось на свет в результате этого

процесса, настолько же является мыслью Отца Церкви, насколько принадлежит

самому Владыке Антонию.

Такой метод цитирования был, впрочем, характерен и для самой святоотеческой

письменности. У преподобного Симеона Нового Богослова, например, мы почти ненаходим прямых заимствований из предшествующих Отцов, зато находим множествоаллюзий на творения Григория Богослова, реминисценций и отголосков мыслейдругих авторов, отдельные выражения из литургических текстов. Так же, как и дляпрочих Отцов, для преподобного Симеона православное Предание было той стихией,в которой он жил, тем воздухом, которым он дышал, и потому для него не былонеобходимости постоянно цитировать других Отцов, ссылаться на авторитетыдревности. Он вообще считал, что тому, кто живет в Боге, нет нуждычитать о Боге. «Тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людямзнание… собрал весь плод пользы от чтения, и более уже не будет нуждаться вчтении книг…— говорил преподобный Симеон.— Обладающий каксобеседником Тем, Кто вдохновил написавших Божественные Писания и посвящаемыйИм в тайны сокровенных таинств, он сам станет для других богодухновеннойкнигой, содержащей новые и ветхие таинства, написанные в ней перстом Божиим»6.В этих словах вовсе не отрицается необходимость чтения Писания и творенийОтцов. Преподобный Симеон лишь подчеркивает, что напитаться духом христианскогоПредания гораздо важнее, чем начитаться богословских книг. О том же говорил ипреподобный Силуан Афонский, когда утверждал, что, если бы даже все книгидревних аскетических авторов были утрачены, афонские монахи могли бы написатьновые, и в них содержалось бы то же самое учение. Речь идет о преемстведуховного опыта, который переходит от Отцов древней Церкви к современным Отцам.По сути это тот же самый опыт, только выражается он по-иному.Богословие митрополита Антония в высшей степени современно и в то же времяглубочайшим образом укоренено в святоотеческой традиции. Его язык—простой, яркий, емкий— доступен всякому читающему, но говорит он при этомо самых сложных и существенных вопросах человеческого бытия. Центральной еготемой является встреча человека с Богом. Это глубоко личная тема для ВладыкиАнтония: его путь к Богу начался с того, что в возрасте четырнадцати лет онвстретил живого Христа, и с тех пор он живет опытом этой встречи, радостью обэтой встрече, живым ощущением присутствия Спасителя. Христианство открылось емукак религия личного, живого Бога— того Бога, Который относится к человекуне только с любовью, но и с уважением, Который солидарен с человеком, Которыйверит в человека, даже если человек утрачивает веру в Него. И этим опытомвстречи с Богом живым митрополит Антоний делился со своими современниками,помогая тысячам людей найти свой путь к Богу.