Митрополит Сурожский Антоний. Труды

О Сыне мы говорим, по Священному Писанию, сначала как о Слове Божием, и

некоторые отцы говорили, что если подумать о Боге как о непостижимой глубинной

мысли, то слово Божие является выражением этой мысли, не во всем для нас

постижимым. Он является таким выражением в том смысле, что эта мысль делается

реальностью в тварном мире, как слово является выражением мысли человека. Но

когда мы говорим о Боге, мы говорим о чем-то более полном и непостижимом.

Божественная мысль, даже когда она находит себе выражение, этим выражением не

исчерпывается. Нельзя сказать, что «все сказано». И когда мы говорим о том, чтоСын Божий есть Слово Божие, Он, поскольку это постижимо для нас, делаетдоступными для нас глубины Божественной премудрости, глубины мыслиБожественной, но вместе с тем как Слово Божие Он укоренен в этой мысли так, какмы не можем ее постичь. И когда мысль Божия открывается во Христе в Его учениии в Его личности, остается тинственная и таинственная глубина,которую мы не можем воспринимать умом. И дивно, что в начале Евангелия отИоанна нам говорится: В начале было Слово (Ин1:1). Слово, Котороевыражает по отношению ко всему тварному миру все, что непостижимый Бог хочетсотворить и передать нам. Это Слово— творческое Слово, и это Слово—руководственное Слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога. То естьв Нем, в Боге выражение мысли всецело покоится в Его глубинах и превосходитвсякую возможность с нашей стороны полностью, неограниченно восприниматьПремудрость Божию как она есть, а только раскрывается нам, постольку посколькумы можем ее воспринять, но воспринимается она через Слово.О Слове сказано еще другое, чего мы не улавливаем ни в каком переводе. Вгреческом тексте говорится не: Слово было у Бога, а: к Богу. Иэтим указывается, что Слово Божие, Которое творит, Которое поддерживает,Которое охраняет, Которое восполняет, Которое спасает, в конечном итоге самообращено к глубинам тайны Божией в процессе непостижимого созерцания Сыном техглубин, которые принадлежат и Отцу, и Ему, и Духу Святому, и через этосозерцание Сын-Слово и нас влечет в эти глубины. Но Слово— это нечто, чтомы можем услышать и понять в меру нашей понятливости и благодаря тому, что этоСлово открывается нам. Это Слово говорится нам так, чтобы мы могли понять: онообращено в наши глубины, в те глубины, которые запечатлены образом Божиим внас.Но есть еще другое. Это Слово оставалось бы внешним для нас, если бы мы немогли к этому Слову и через Слово к глубинам Божественной Премудрости приобщиться.Потому что, пока мы воспринимаем вещи умом или внешним опытом, мы остаемся какбы вне тайны. И тут нам надо понять роль Святого Духа. В Сыне нам открываетсякак бы объективно мысль Божия. Во Святом Духе мысль Божия приобщается к нам,она пронизывает нас. Я говорил раньше об огне. Огонь непостижим, но мы еговидим и познаем как бы вне себя, хотя познаем очень глубоко. И вместе с этим мыне можем к нему приобщиться иначе как этим видением. Но огонь нас приобщает ксвоей сущности тем теплом и жаром, который из него исходит. Этот жар,