Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

О Сыне мы говорим, по Священному Писанию, сначала как о Слове Божием, и

некоторые отцы говорили, что если подумать о Боге как о непостижимой глубинной

мысли, то слово Божие является выражением этой мысли, не во всем для нас

постижимым. Он является таким выражением в том смысле, что эта мысль делается

реальностью в тварном мире, как слово является выражением мысли человека. Но

когда мы говорим о Боге, мы говорим о чем-то более полном и непостижимом.

Божественная мысль, даже когда она находит себе выражение, этим выражением не

исчерпывается. Нельзя сказать, что «все сказано». И когда мы говорим о том, что

Сын Божий есть Слово Божие, Он, поскольку это постижимо для нас, делает

доступными для нас глубины Божественной премудрости, глубины мысли

Божественной, но вместе с тем как Слово Божие Он укоренен в этой мысли так, как

мы не можем ее постичь. И когда мысль Божия открывается во Христе в Его учении

и в Его личности, остается тинственная и таинственная глубина,

которую мы не можем воспринимать умом. И дивно, что в начале Евангелия от

Иоанна нам говорится: В начале было Слово (Ин1:1). Слово, Которое

выражает по отношению ко всему тварному миру все, что непостижимый Бог хочет

сотворить и передать нам. Это Слово— творческое Слово, и это Слово—

руководственное Слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога. То есть

в Нем, в Боге выражение мысли всецело покоится в Его глубинах и превосходит

всякую возможность с нашей стороны полностью, неограниченно воспринимать

Премудрость Божию как она есть, а только раскрывается нам, постольку поскольку

мы можем ее воспринять, но воспринимается она через Слово.

О Слове сказано еще другое, чего мы не улавливаем ни в каком переводе. В

греческом тексте говорится не: Слово было у Бога, а: к Богу. И

этим указывается, что Слово Божие, Которое творит, Которое поддерживает,

Которое охраняет, Которое восполняет, Которое спасает, в конечном итоге само

обращено к глубинам тайны Божией в процессе непостижимого созерцания Сыном тех

глубин, которые принадлежат и Отцу, и Ему, и Духу Святому, и через это