Митрополит Сурожский Антоний. Труды

земля.

Один английский писатель говорит о том, что, когда прозвучало это, может

быть, неслышное слово, все задрожало, и от звука родился свет, и свет начал

разбиваться на краски, и цвета начали сгущаться и превращаться в материю. Он

описывает картину, написанную несуществовавшим художником. Льется на полотно

свет, но он льется ниоткуда, не из одного угла картины, а непостижимым каким-то

образом льется везде, вся картина осияна светом. И этот свет превращается в

цвета радуги, а за ними еще— в те цвета, которые нам неуловимы, и этицвета сгущаются, как я только что говорил, и вдруг созерцающий картину видит,что эти цвета превратились в бревно, бревно— в дерево, дерево расцвело, иначался целый мир сотворенного.Мы не знаем, как совершилось творение, но такое представление, мне кажется,нам дает какой-то доступ. Да, Божия любовь излилась зовом, этот зов сталсветом. Мы знаем из Священного Писания, что Христос является не только Словом,но что Он есть Свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир(Ин1:9), и просвещающий все, пронизывающий все. И создается мир.В начале книги Бытия нам говорится, что мир был хаосом (Быт1:2)274. Когда мы говорим о хаосе в нашемсовременном, страшном порой мире, мы думаем о разрухе, о разбитом бомбамиДрездене, о том, что совершается, когда происходит извержение вулкана, и такдалее. Но не в этом сущность хаоса. Хаос— не разрушение той гармонии,которая уже существует; изначально хаос был совокупностью еще не раскрывшихсявозможностей, которые были заложены Богом в Свою тварь. Создано было небо,создана была земля, созданы были моря, но еще не было светил на земле, хотясиял свет Божественный, и земля еще ничего не произрастила, и море еще ничегоне дало. Хаос, о котором говорит Священное Писание,— это совокупностьвсех еще не раскрывшихся возможностей, и над этими возможностями как бы ветромвеет присутствие Святого Духа. Слово Божие вызвало к бытию все возможные,потенциальные формы бытия, но Дух Святой дышит над ними и призывает эту тварькак бы себя создать. Потому что Бог создает тварь свободной, Он создает тварьспособной быть самой собой, Он не насилует ее. И Дух Святой дышит над этойтварью, и постепенно тварь начинает приобретать формы, приобретать образ.Божественные энергии, то есть сила Божественная, пронизывают все Богомсотворенное, постольку поскольку тварь способна воспринять эти энергии. Имало-помалу все рождается, постепенно возрастает, но в полной красоте, в полнойгармонии, до момента, когда падение человека разрушит эту красоту.И в какой-то момент Бог берет глину, пыль земную и из нее творит человека.Почему, в чем тут дело? Потому что человек Богом призван быть вождем всей тварив богопознание и в полноту бытия, в полный расцвет бытия, и для этого человекдолжен быть сродни всей твари. Он не самая совершенная обезьяна в том смысле,что тогда он был бы сродни только некоторым тварям. Как пыль земная, как глина,о которой говорит Священное Писание, он сродни всему созданному: земле, и небу,и солнцу, и луне, и звездам, и ветру, и растениям, и животным, которые все