Митрополит Сурожский Антоний. Труды

городе лаборатория, которая изучала неуловимые человеческим ухом звуки. И

вдруг, когда она стала производить эти звуки, большие здания вокруг пошли

трещинами и заколебались, стали качаться. Никто этих звуков слышать не мог,

никто не мог их воспринимать, но в них была такая непостижимая сила, что они

могли разрушить здания. Поэтому речь идет не о том, был ли звук громогласный.

Речь о том, что Бог сказал: приди, ответь на Мою любовь, родись из ничего! Я

тебя жду, отзовись, приди! И от этого призыва Божия начали появляться небо и

земля.Один английский писатель говорит о том, что, когда прозвучало это, можетбыть, неслышное слово, все задрожало, и от звука родился свет, и свет началразбиваться на краски, и цвета начали сгущаться и превращаться в материю. Онописывает картину, написанную несуществовавшим художником. Льется на полотносвет, но он льется ниоткуда, не из одного угла картины, а непостижимым каким-тообразом льется везде, вся картина осияна светом. И этот свет превращается вцвета радуги, а за ними еще— в те цвета, которые нам неуловимы, и этицвета сгущаются, как я только что говорил, и вдруг созерцающий картину видит,что эти цвета превратились в бревно, бревно— в дерево, дерево расцвело, иначался целый мир сотворенного.Мы не знаем, как совершилось творение, но такое представление, мне кажется,нам дает какой-то доступ. Да, Божия любовь излилась зовом, этот зов сталсветом. Мы знаем из Священного Писания, что Христос является не только Словом,но что Он есть Свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир(Ин1:9), и просвещающий все, пронизывающий все. И создается мир.В начале книги Бытия нам говорится, что мир был хаосом (Быт1:2)274. Когда мы говорим о хаосе в нашемсовременном, страшном порой мире, мы думаем о разрухе, о разбитом бомбамиДрездене, о том, что совершается, когда происходит извержение вулкана, и такдалее. Но не в этом сущность хаоса. Хаос— не разрушение той гармонии,которая уже существует; изначально хаос был совокупностью еще не раскрывшихсявозможностей, которые были заложены Богом в Свою тварь. Создано было небо,создана была земля, созданы были моря, но еще не было светил на земле, хотясиял свет Божественный, и земля еще ничего не произрастила, и море еще ничегоне дало. Хаос, о котором говорит Священное Писание,— это совокупностьвсех еще не раскрывшихся возможностей, и над этими возможностями как бы ветромвеет присутствие Святого Духа. Слово Божие вызвало к бытию все возможные,потенциальные формы бытия, но Дух Святой дышит над ними и призывает эту тварькак бы себя создать. Потому что Бог создает тварь свободной, Он создает тварьспособной быть самой собой, Он не насилует ее. И Дух Святой дышит над этойтварью, и постепенно тварь начинает приобретать формы, приобретать образ.Божественные энергии, то есть сила Божественная, пронизывают все Богомсотворенное, постольку поскольку тварь способна воспринять эти энергии. Имало-помалу все рождается, постепенно возрастает, но в полной красоте, в полнойгармонии, до момента, когда падение человека разрушит эту красоту.