Митрополит Сурожский Антоний. Труды

твари, потому что вся тварь, каждая тварь родилась из персти, из как бы

основного, изначального материала, который появился на свет, когда Бог любовью

Своей призвал к бытию все, чего не было. В этом отношении человек сродни всей

твари через свою плоть, через вещество свое. И тут опять-таки мне кажется очень

важным помнить, что, когда мы говорим о том, как опасна плоть для духовной

жизни человека, мы говорим о чем-то описательно, но не по существу дела. Когда

мы будем говорить о падении, я к этому вернусь, но сейчас упомяну: некоторые

отцы Церкви говорили, что грехи плоти— это грехи, которые человеческийдух совершает против плоти своей, против того невинного и неоскверненноговещества, из которого он сотворен.Это очень нам важно запомнить, потому что с этим связана вся темаВоплощения. Бог сотворил человека, Он его сотворил сродни всему вещественномумиру, и через свою вещественность человек причастен к этому миру в егонепорочности и чистоте. С другой стороны, Бог вдохнул в человека Свое дыхание,и через это человек сродни Самому Богу. Не в полном смысле, потому что человексоздан, так же как остальная тварь, чистым, невинным, но еще не зрелым и несвятым. Ему надлежит вырасти в святость, которая приобщит его к Богу по-иному,даст ему познать Бога, как он Им познан, как говорил апостол Павел(1Кор13:12). И человек, по слову святого Филарета Московского,повешен как бы между двумя безднами: с одной стороны, бездна Божественная, кудаон призван, с другой стороны, бездна небытия, из которой он вызван, и егоподдерживает, по словам Филарета, Божественная благодать, как алмазный мост.Человек невинный должен вырасти в святость, и его призвание по отношению ктвари— и это очень важно— так приобщиться к Богу, так Его познать ичерез познание Бога познать всю тварь в ее глубинах и стать ее вождем к полнотеприобщения с Богом, чтобы пришло время, когда, опять-таки по слову апостолаПавла, Бог будет все во всем (1Кор15:28), Божественностьпронизает все созданное Им не механически, а по открытости всей твари, потомучто тварь познала Бога под руководством человека.Это очень важно в нашем понимании сотворенного мира, потому что особеннотеперь, когда у человека такая власть над веществом этого мира, нам надоопомниться и понять, что представляет собой этот мир, какова его связь сБогом.И здесь я хочу сказать нечто о чудесах и о таинствах. Давным-давно ужеотцами Церкви сказано, что чудеса— это не моменты, когда Бог Своейвластью принуждает природу: волны на море, хлебы, которые умножаются, болезнь,охватившую человеческое тело,— подчиниться, поработиться Его воле и какбы войти в новое измерение. Отцы Церкви нам говорят о том, что чудеса—это действия Божии, которыми вещественная тварь освобождается от рабства грехуи последствий человеческого греха. Это момент освобождения. Это момент, когдасилой Божией и благодатью Его, обращенной к твари, готовой ответить на Его зови на Его действие, эта тварь хоть на какое-то время снова делается собой,