Митрополит Сурожский Антоний. Труды
человеческая воля должна соединиться с волей Божией, для того чтобы настала
возможность освобождения природы в нем.
Мы видим также эту способность тварного мира соединиться с Богом в
таинствах. Я возьму один только пример как центральный момент: это таинство
Божественной литургии, когда хлеб и вино действием Святого Духа и силой Христа
становятся Телом и Кровью Христовыми. Здесь точная параллель тому, что
совершается при сотворении мира. Слово Божие, Сын Божий, Который приобщился к
веществу нашего мира и к нашему человечеству, это вещество, хлеб и вино,принимает в Себя, и Святой Дух сходит на это вещество, и оно становится Телом иКровью Христа. Это нечто непостижимое, это нечто, чего никакой человексовершить не может, только Бог. И в молитве, которую священник читает наЛитургии, говорится именно об этом: Ты— и Тот, Кто приносит, и Тот, Ктопринимает жертву (то есть Тот, Который был распят, и Тот, Который принимаетжертву). Ты— Тот, Который раздает и Себя отдает276. В этот момент совершается в маломмасштабе то, чему суждено совершиться во вселенском масштабе, когда Бог вконечном итоге победит грех в человеке, зло, и тварь будет свободна и узнает втеле Христовом себя самое и во Христе своего Создателя, Жениха церковного,Того, Который так ее возлюбил, что всего Себя отдал ей. Теперь она может отдатьсебя Ему, как в совершенном браке жених не берет себе невесту, а отдает себяей, и невеста не берет себе жениха, а отдает себя ему.Это тайна Церкви. О ней говорится в Послании апостола Павла, котороечитается по случаю бракосочетания, соединения жениха и невесты по образусоединения Церкви, то есть той части творения, которая отдала себя Богу, иХриста (Еф5:20—33). Это совершается в Божественной литургии, носовершается и во всех таинствах: когда мы освящаем воды крещения, когдаосвящаем масло для помазания больных и так далее. Это момент, когда молитвойЦеркви, то есть народа Божия, силой Христа и Духом Святым малая доля творенияосвобождается от всякого рабства греху и сама теперь может приобщить и человекак той святости, непорочности, здравию душевному и телесному, которое у нееникогда не было отнято, несмотря на то что она была порабощена греху.И тут мы приходим к самому, может быть, великому, о чем можем подумать вэтом контексте,— это воплощение Христа от Божией Матери. Божия Матерьплотью Своей принадлежала созданному миру, и Она в Своей плоти была чиста ибезгрешна, не потому, что Она миру принадлежит, а потому, что еще с моментаСвоего зачатия была посвящена Богу чистотой родителей и Ее отдачей ими Богу.Вы, наверное, знаете и помните эту икону— приведение Божией Матери вхрам. Образно это говорит о том, что с рождения Своего Она была безраздельноотдана Богу и в Своей невинности, в Своей девственной чистоте была принесенаЕму, принадлежала Ему безгранично, нераздельно. Но, с другой стороны, Онаявляется наследницей всей святости земли. Родословная Божией Матери, всущности, это был бы рассказ о том, как с сотворения мира до Ее зачатияпоколение за поколением, несмотря на человеческую слабость, несмотря на