Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

человеческая воля должна соединиться с волей Божией, для того чтобы настала

возможность освобождения природы в нем.

Мы видим также эту способность тварного мира соединиться с Богом в

таинствах. Я возьму один только пример как центральный момент: это таинство

Божественной литургии, когда хлеб и вино действием Святого Духа и силой Христа

становятся Телом и Кровью Христовыми. Здесь точная параллель тому, что

совершается при сотворении мира. Слово Божие, Сын Божий, Который приобщился к

веществу нашего мира и к нашему человечеству, это вещество, хлеб и вино,

принимает в Себя, и Святой Дух сходит на это вещество, и оно становится Телом и

Кровью Христа. Это нечто непостижимое, это нечто, чего никакой человек

совершить не может, только Бог. И в молитве, которую священник читает на

Литургии, говорится именно об этом: Ты— и Тот, Кто приносит, и Тот, Кто

принимает жертву (то есть Тот, Который был распят, и Тот, Который принимает

жертву). Ты— Тот, Который раздает и Себя отдает276. В этот момент совершается в малом

масштабе то, чему суждено совершиться во вселенском масштабе, когда Бог в

конечном итоге победит грех в человеке, зло, и тварь будет свободна и узнает в

теле Христовом себя самое и во Христе своего Создателя, Жениха церковного,

Того, Который так ее возлюбил, что всего Себя отдал ей. Теперь она может отдать

себя Ему, как в совершенном браке жених не берет себе невесту, а отдает себя

ей, и невеста не берет себе жениха, а отдает себя ему.

Это тайна Церкви. О ней говорится в Послании апостола Павла, которое

читается по случаю бракосочетания, соединения жениха и невесты по образу

соединения Церкви, то есть той части творения, которая отдала себя Богу, и

Христа (Еф5:20—33). Это совершается в Божественной литургии, но

совершается и во всех таинствах: когда мы освящаем воды крещения, когда

освящаем масло для помазания больных и так далее. Это момент, когда молитвой

Церкви, то есть народа Божия, силой Христа и Духом Святым малая доля творения

освобождается от всякого рабства греху и сама теперь может приобщить и человека