Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Премудрость Божия, принятая в любви и в поклонении Самому Богу, в

послушании— в том смысле, в каком я ранее пробовал описать послушание, то

есть в способности так молчать, чтобы слышать голос Божий в себе, который все

перед нами раскрывает. И другой путь— это путь познания тварного мира на

уровне этого мира и его тварного состояния, путь как бы естественного познания,

познания мира, который сродни человеку, потому что человек своей телесностью,

своей материальностью, даже своей душевностью приобщен к созданному миру. Вне

Бога полного познания невозможно было получить, но какое-то изначальное познаниеможно было уловить; и вот на этом темные силы и уловили человека.В Библии сказано, что в раю было два дерева: древо жизни и древо познания(Быт2:9). Древо жизни как бы образно указывает на приобщенность человекаБогу, такую приобщенность, что он питался всем Божественным и в Боге все видел,как бы изнутри Божией премудрости глядел на все создание и видел это создание,как его видит Бог. А древо познания нам дает возможность глядеть на все Богомсозданное, дивиться красоте, премудрости, познавать многие тайны, которыезаложены в творении, но ограниченно, не так, как их можно познать черезприобщение к Богу. Оно не дает возможность видеть вещи так, как их видит Бог, атолько изначально бороться, чтобы достичь этого видения.Большей частью, когда мы слышим о падении человека, нам это представляетсяокончательной катастрофой. Человек отвернулся от Бога и выбрал путьестественного познания. Но не так об этом думает святой Ириней Лионский,который был учеником святого Иоанна Богослова. Он говорит, что и тут человек небыл оставлен Богом, что человек не был присужден навсегда блуждать во тьме, незная, не познавая того мира, в котором он создан. Он говорит, что это трудныйпуть, но что, вглядываясь, вдумываясь, вживаясь в тот мир, которому мыпринадлежим— потому что он Божий, потому что в нем сияет Божийсвет, потому что на нем запечатлена Божественная премудрость,— человекможет постепенно раскрывать эту премудрость, понимать Бога через Его творение,до момента, когда, дойдя до предела возможного естественного познания, оноткрывается к познанию Божественному. Тогда он оставляет свои попытки познатьестественным умом то, что сотворил Бог, и останавливается в молитве, впоклонении, в молчании, в созерцании Бога. Так что даже падение, впредставлении святого Иринея Лионского, не является окончательной катастрофой,не является концом судьбы человека. Но тот путь, который мог бы быть путемпрямого непрерывного светоносного восхождения и углубления в тайны Божии,превращается в долгий путь искания, блуждания, ошибок, исправлений и страдания.А дальше между Богом и человеком возникает— не вырастает, а вдруг,мгновенно открывается— пропасть, потому что в тот момент, когда человеквыбрал естественное познание помимо Бога, он с Богом уже не в отношениивзаимной глубинной любви и доверия, а в отношении вопрошания, порой страха.Библия рассказывает, как Адам и Ева услышали, что Бог ходит в раю. (Этоконечно образы, потому что весь этот рассказ является образной попыткой довести