Митрополит Сурожский Антоний. Труды

до нашего сознания что-то, что описать невозможно: нет возможности на нашем

языке выразить, что случилось в мире, которого больше нет.) И когда они сознают

около себя присутствие Бога, Которому они уже не приобщены, как раньше, детской

любовью, детским доверием, совершенной отдачей себя, готовностью и желанием все

только через Него познать, они испуганы и оба прячутся от Бога. И Бог их зовет:

Адам, где ты? И Адам отвечает: я обнаружил, что я наг, что я голый, и мне

стыдно. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с

которого Я запретил тебе есть? (Быт3:8—11).И тут оказывается вдруг, что доверие, простота, которые были вначале, пришлик концу. В тот момент человек мог бы еще— вернее, уже— понять, чтос ним случилось. Но он не понимает, он сколько-то помрачен, но не понимаетдо конца, что с ним совершилось. Он думает, что может продолжать расти,становиться собой, познавать мир как бы параллельно с Богом. И тут входит всилу очень страшный закон. Жить можно— в том смысле, в котором Бог живи живы те, которые в Боге и с Ним,— только приобщенностью к Богу. Вмомент, когда человек отрывается от Бога, у него остается только один путь:рано или поздно умереть. И именно это случается с первой четой. Смертьчерез них входит в этот мир. Они потеряли источник Жизни, и без источника Жизнижизни больше нет. И начинается трагический период, в котором мы участвуем,когда человечество и весь живой мир познают смерть и приобщаются смерти. Этоочень страшно. Но если мы вспомним то, что сказал святой Ириней, это неабсолютно безнадежно.Но тут целый ряд вещей совершается. Изначально человек имел тело, имел душу,и в нем обитало дыхание Божие, которое Господь вдохнул в него. В тот момент,когда человек отворачивается от Бога, эта иерархия колеблется, остается на первомплане то, что принадлежит к естеству. Духом человек уже не познает Бога, какпознавал Его изначально, и поэтому дух не может руководить, вести человека отсилы к силе, от славы к славе, от земли на небо, в глубины Божии. В человекетускнеет его человеческое сознание и появляется то, что мы называем плотью.Изначально человек состоял из тела и души. И то, что Отцы называют телом, этота же плоть, но пронизанная духом, одухотворенная, освященная. Теперь этаосвященность заколебалась, и тело в значительной мере стало плотью, то есть темже телом, но уже не таким одухотворенным, не таким чистым, не такимгармоничным. И уже не душа и не дух правят всем человеком, а создается как бывзаимное равновесие разных сил, а порой борьба между ними.Отсюда рождается то, о чем все время говорят Отцы: борьба человека со своейплотью, потому что плоть является тем же телом, но отяжелевшим, потерявшим своюдуховность, уже не приобщенным и не руководимым духом человека и через этотдух— Духом Святым. И дальше, когда мы вглядываемся в наш опыт, мыприписываем нашей плоти все дурные влечения, виним нашу плоть в том, в чемдолжны были бы винить наш дух. Человеческая душа, человеческий дух, потерявсвое единство с Богом, потеряв свою гармонию, уже не может гармонично, правильно