Митрополит Сурожский Антоний. Труды

вести всего человека, и человеческая телесность, его плоть начинает себя вести

анархично. И вместо того чтобы признавать, как Отцы это делали, что виновен дух

человека, виновно его сознание, его душа, его воля, мы виним свою плоть,

которая является жертвой нашего отпадения от Бога и от той цельности, которая

нам была изначально дана. Это очень нам важно помнить, потому что, как кто-то

(кажется, отец Сергий Булгаков) сказал, борьба с плотью это борьба за тело282. Это борьба за тело, борьба за то,

чтобы наша плоть была возвращена к той славе телесности, которая ей была дана

изначально. И это нам вручено, это наша задача: всеми силами нашими, всей силойволи направить себя обратно к Богу, вернуть себя к Богу послушанием, то естьвслушиваясь в голос Божий, который в нас продолжает звучать, который звучитвокруг нас через Священное Писание, через святых отцов, через святых, и статьснова Человеком. Если же мы теряем полностью эту приобщенность к Жизни, тоостается только полная смерть.Вы наверно помните рассказ о том, как пришел потоп. Бог взглянул на людей,которые тогда ушли всецело в вещественность этого мира и, как сказано, сталиплотью (Быт6:3), уже не телесностью, а плотью. И Господь сократил днижизни человека. Как это страшно! Но и тут мы можем не терять надежду, потомучто пути Господни неисповедимы, и мы можем видеть, что Бог, Который создал всеи вся, для того чтобы жизнь жительствовала283, чтобы жизнь Божественная пронизалавсе, не оставил человека. Но мы должны понять, что если мы не приобщаемся черезнаш дух, через нашу душевность к Богу, то не можем нашу плоть обновить так,чтобы она стала телом.Взгляните на жития святых, вспомните видение Мотовилова. Он видел святогоСерафима во славе, когда тот всем своим телесным существом засиял перед ним, иМотовилов не мог на него смотреть, потому что ломило глаза. И преподобныйСерафим сказал: «Ты не мог бы меня таким видеть, если бы сам в это мгновение небыл таким». Это то, что мы видим также на горе Преображения, о чем я ужеговорил: как Христос вдруг весь засиял Божественным светом всей плотью Своейнепорочной, совершенной, неоскверненной. Но и одежда Его засияла. Свет лился навсе, что окружало Его, эти лучи пронизывали и камни, и утесы, и растения, и изглубин, из недр каждого вещественного предмета, которого касался этот свет,засиявал вечный Божественный свет (Мк9:2—3). Потому что вещество этогомира не пало— пал человек, и мы осквернили и оскверняем этот мир,и от нас зависит, нам поручено под руководством Христа стать водителями,наставниками этого мира обратно в райское состояние. Но для этого человекдолжен сам вернуться к Богу, приобщиться к Нему так, как святые приобщались.Мы уже говорили о рождении Евы от Адама, о том, как всецелый человек как быразделился на два лица и оба эти лица увидели друг в друге ту совершеннуюкрасоту, хотя бы изначальную, к которой были призваны. Но после того какчеловек отпал от Бога, не отрекся от Него, а просто заблудился, они пересталивидеть друг друга такими, какими каждый видел себя и другого. По словам святогоМефодия Патарского, они глядели друг на друга и говорили: это alter ego, это