Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Отсюда рождается то, о чем все время говорят Отцы: борьба человека со своей

плотью, потому что плоть является тем же телом, но отяжелевшим, потерявшим свою

духовность, уже не приобщенным и не руководимым духом человека и через этот

дух— Духом Святым. И дальше, когда мы вглядываемся в наш опыт, мы

приписываем нашей плоти все дурные влечения, виним нашу плоть в том, в чем

должны были бы винить наш дух. Человеческая душа, человеческий дух, потеряв

свое единство с Богом, потеряв свою гармонию, уже не может гармонично, правильно

вести всего человека, и человеческая телесность, его плоть начинает себя вестианархично. И вместо того чтобы признавать, как Отцы это делали, что виновен духчеловека, виновно его сознание, его душа, его воля, мы виним свою плоть,которая является жертвой нашего отпадения от Бога и от той цельности, котораянам была изначально дана. Это очень нам важно помнить, потому что, как кто-то(кажется, отец Сергий Булгаков) сказал, борьба с плотью это борьба за тело282. Это борьба за тело, борьба за то,чтобы наша плоть была возвращена к той славе телесности, которая ей была данаизначально. И это нам вручено, это наша задача: всеми силами нашими, всей силойволи направить себя обратно к Богу, вернуть себя к Богу послушанием, то естьвслушиваясь в голос Божий, который в нас продолжает звучать, который звучитвокруг нас через Священное Писание, через святых отцов, через святых, и статьснова Человеком. Если же мы теряем полностью эту приобщенность к Жизни, тоостается только полная смерть.Вы наверно помните рассказ о том, как пришел потоп. Бог взглянул на людей,которые тогда ушли всецело в вещественность этого мира и, как сказано, сталиплотью (Быт6:3), уже не телесностью, а плотью. И Господь сократил днижизни человека. Как это страшно! Но и тут мы можем не терять надежду, потомучто пути Господни неисповедимы, и мы можем видеть, что Бог, Который создал всеи вся, для того чтобы жизнь жительствовала283, чтобы жизнь Божественная пронизалавсе, не оставил человека. Но мы должны понять, что если мы не приобщаемся черезнаш дух, через нашу душевность к Богу, то не можем нашу плоть обновить так,чтобы она стала телом.Взгляните на жития святых, вспомните видение Мотовилова. Он видел святогоСерафима во славе, когда тот всем своим телесным существом засиял перед ним, иМотовилов не мог на него смотреть, потому что ломило глаза. И преподобныйСерафим сказал: «Ты не мог бы меня таким видеть, если бы сам в это мгновение небыл таким». Это то, что мы видим также на горе Преображения, о чем я ужеговорил: как Христос вдруг весь засиял Божественным светом всей плотью Своейнепорочной, совершенной, неоскверненной. Но и одежда Его засияла. Свет лился навсе, что окружало Его, эти лучи пронизывали и камни, и утесы, и растения, и изглубин, из недр каждого вещественного предмета, которого касался этот свет,засиявал вечный Божественный свет (Мк9:2—3). Потому что вещество этогомира не пало— пал человек, и мы осквернили и оскверняем этот мир,и от нас зависит, нам поручено под руководством Христа стать водителями,наставниками этого мира обратно в райское состояние. Но для этого человек