Митрополит Сурожский Антоний. Труды

тускнеет его человеческое сознание и появляется то, что мы называем плотью.

Изначально человек состоял из тела и души. И то, что Отцы называют телом, это

та же плоть, но пронизанная духом, одухотворенная, освященная. Теперь эта

освященность заколебалась, и тело в значительной мере стало плотью, то есть тем

же телом, но уже не таким одухотворенным, не таким чистым, не таким

гармоничным. И уже не душа и не дух правят всем человеком, а создается как бы

взаимное равновесие разных сил, а порой борьба между ними.

Отсюда рождается то, о чем все время говорят Отцы: борьба человека со своейплотью, потому что плоть является тем же телом, но отяжелевшим, потерявшим своюдуховность, уже не приобщенным и не руководимым духом человека и через этотдух— Духом Святым. И дальше, когда мы вглядываемся в наш опыт, мыприписываем нашей плоти все дурные влечения, виним нашу плоть в том, в чемдолжны были бы винить наш дух. Человеческая душа, человеческий дух, потерявсвое единство с Богом, потеряв свою гармонию, уже не может гармонично, правильновести всего человека, и человеческая телесность, его плоть начинает себя вестианархично. И вместо того чтобы признавать, как Отцы это делали, что виновен духчеловека, виновно его сознание, его душа, его воля, мы виним свою плоть,которая является жертвой нашего отпадения от Бога и от той цельности, котораянам была изначально дана. Это очень нам важно помнить, потому что, как кто-то(кажется, отец Сергий Булгаков) сказал, борьба с плотью это борьба за тело282. Это борьба за тело, борьба за то,чтобы наша плоть была возвращена к той славе телесности, которая ей была данаизначально. И это нам вручено, это наша задача: всеми силами нашими, всей силойволи направить себя обратно к Богу, вернуть себя к Богу послушанием, то естьвслушиваясь в голос Божий, который в нас продолжает звучать, который звучитвокруг нас через Священное Писание, через святых отцов, через святых, и статьснова Человеком. Если же мы теряем полностью эту приобщенность к Жизни, тоостается только полная смерть.Вы наверно помните рассказ о том, как пришел потоп. Бог взглянул на людей,которые тогда ушли всецело в вещественность этого мира и, как сказано, сталиплотью (Быт6:3), уже не телесностью, а плотью. И Господь сократил днижизни человека. Как это страшно! Но и тут мы можем не терять надежду, потомучто пути Господни неисповедимы, и мы можем видеть, что Бог, Который создал всеи вся, для того чтобы жизнь жительствовала283, чтобы жизнь Божественная пронизалавсе, не оставил человека. Но мы должны понять, что если мы не приобщаемся черезнаш дух, через нашу душевность к Богу, то не можем нашу плоть обновить так,чтобы она стала телом.Взгляните на жития святых, вспомните видение Мотовилова. Он видел святогоСерафима во славе, когда тот всем своим телесным существом засиял перед ним, иМотовилов не мог на него смотреть, потому что ломило глаза. И преподобныйСерафим сказал: «Ты не мог бы меня таким видеть, если бы сам в это мгновение небыл таким». Это то, что мы видим также на горе Преображения, о чем я ужеговорил: как Христос вдруг весь засиял Божественным светом всей плотью Своей