Митрополит Сурожский Антоний. Труды

человеку, который настолько отпал от Бога, что больше не может жить только

своей приобщенностью Богу, Господь говорит: теперь тебе все твари отданы, они

будут твоей пищей, а ты будешь их ужасом (Быт9:1—7). Вот то соотношение,

которое теперь, со времен падения, существует между нами и сотворенным миром.

Вместо того чтобы быть как бы вершиной этого мира, быть вождем этого мира от

земли на небо, быть проводником Божественной красоты, славы, святости в этот

мир, мы стали предметом страха и ужаса для остальной твари. И мы это видим

постоянно вокруг нас, и— увы!— мы это видим и в самих себе.Но все ли разбилось одновременно с падением человека? Нет, не все. Один изотцов Церкви (кажется, святой Григорий Великий) писал о том, что мир не мог быпродолжать существовать без таинств, то есть без таких действий или такихсостояний, когда Божественное вливается в тварное, когда тварное перерастаетсебя самого, когда Божественное, вливаясь в тварное, приобщает тварность квечному и к Божественному. И он говорит, что единственное таинство падшегомира— это брак; брак, понимаемый как соединение двух существ, которыедруг на друга посмотрели, возлюбили друг друга так, чтобы уже не видеть друг вдруге иного, чужого, не видеть другого как наготу, а увидеть другого каккрасоту. Брак, по слову этого святого, является единственным таинством, котороевесь мир держит с момента его сотворения и даже с момента его падения. Брак некак формальность, не как обряд, а как то чудо, которое позволяет двум людямдруг на друга посмотреть и сказать: мы уже не двое, а двоица, мы едины, мыдвоица так же, как Бог— Троица. И когда появляется ребенок, мы—икона Святой Троицы.И вот святой Григорий говорит, что мир только этим и держится: таинстволюбви, то есть Божественная любовь, вливающаяся через человека в мир, делаетмир еще жизнеспособным. Этот мир не до конца отпал от Бога, пока осталасьлюбовь. Конечно, это не та любовь, о которой открывается в Евангелии, не талюбовь, которая нам обещана, когда, как говорит апостол Павел, Бог будет всево всем (1Кор15:28), когда мы познаем Бога, как мы Им познаны(1Кор13:12), когда мы будем приобщены Божественной природе(2Пет1:4). Да, но и теперь уже любовь, которая является как быодним из проявлений Сущности Божией, живет, льется в душах человеческих,соединяя души, преодолевая рознь телесную и соединяя людей в двоицы по образу иподобию Божию. Над этим надо нам задумываться, потому что в нашем опыте частолюди ищут брака как совершаемого таинства, то есть как обряда, через которыйдвое как бы «имеют право» быть едиными телесно (душевному единству двух людейничто не может помешать). Но не обряд создает брак— брак глубже всякогообряда. Это Божественная любовь и Божественная жизнь, которая не оставила человечествои не оставила мир, когда человек пал. Это диво, это чудо!Сегодня я хочу еще вернуться к некоторым пунктам, которые не успел развитьили пропустил в прошлый раз.Я говорил о том, что сатана соблазнил Адама и Еву ложью, и в основе всего