Митрополит Сурожский Антоний. Труды

безумцы, вы поклоняетесь деревянным и каменным изваяниям! Вы разве не видите,

что эти идолы не живые? Обратитесь к Живому Богу!“» —«И что же дальше

бывает?»— спрашивает Силуан. «Меня хватают и выкидывают вон». Силуан

говорит: «А знаете, в следующий раз вы пойдите в какое-нибудь капище, станьте и

обратите внимание, с каким благоговением, с какой верой люди молятся тем

идолам, которым они верят, но за которыми стоит Единственный Бог, Который

существует. И когда они кончат молиться, позовите жрецов и скажите: „Я смотрел,

как вы молитесь, я был поражен искренностью, силой вашей молитвы, верой вашей.Расскажите мне о своей вере! Давайте сядем на ступеньках вашего храма“. Ислушайте, что они говорят. И каждый раз, когда они говорят что-либо, к чемуможно прибавить свое слово, остановите их и скажите: „Как это замечательно!Давайте, я вам еще что-то к этому скажу…“ И постепенно вы многое изхристианства сможете им рассказать в дополнение к тому, что они так искренне, стакой силой и благоговением вам рассказывали».Каждый раз, когда перед нами станет чуждая нам вера, поставим вопрос себе:во что этот человек верит? Он верит в Единственного Бога, Который есть, хотя незнает Его, потому что по какой-то причине истинная вера ему не стала доступной.Можем ли мы упрекать дикарей в Центральной Африке, что они не слышали о Христеи не поверили в Него, когда никто им не говорил о Нем? И апостол Павел говорит,что язычники будут судиться по тому закону, который написан у них в сердцах,верующие евреи— по закону, который написан в Ветхом Завете, ахристиане— по тому закону, который нам заповедан Христом Спасителем(Рим2:12—16). Я думаю, что это очень нам важно помнить. Это не значит,что мы можем идти на какой-нибудь компромисс. Полнота православной веры, полнотаверы Христовой должна быть нетронута, незапятнана. Но когда мы видим вокругсебя неполноту веры, мы можем вглядеться либо в изуродованность, либо в тукрасоту, которая осталась, пребыла. И об этом, я думаю, мы должны задуматься,потому что мы живем в мире, в котором нам постоянно приходится встречаться слюдьми иной веры.Я вспоминаю русского миссионера начала революции, Владимира ФилимоновичаМарцинковского. Он был иподиаконом Патриарха Тихона и в двадцатые годы, покабыло возможно, выступал с публичными лекциями, свидетельствуя о вере. Он водной книжке сказал нечто, что запало в мою душу: когда имеешь дело синакомыслящим, никогда не говори против него, потому что он неминуемостанет защищать себя, говори выше него, так, чтобы ему захотелось себяперерасти, и тогда он воспримет то, что ты хочешь ему сказать289.***Последние беседы будут несколько разрозненны ввиду того, что я хотел бысосредоточить наше внимание на том, что мы переходим сейчас из XX вXXIстолетие, и поставить несколько вопросов, которые стоят перед Церковьюв целом и перед всеми членами Церкви в отдельности.Если посмотреть на историю Церкви, не только православной, но и всего