Митрополит Сурожский Антоний. Труды

могли сберечь от нашего обеда, от нашей еды, иначе на покупку еды денег не

было. Здесь видно, сколько сострадания и любви люди были способны проявить.

Тогда страдание было такое явное! А порой нечем было помочь, и прибегали

неожиданно к смелым средствам. Я вспоминаю, как отец Афанасий шел по улице.

Подошел нищий, а у него денег никаких не было. Отец Афанасий остановил

прохожего-француза, сказал, указывая на нищего: «Пять франков: голодный!» И тот

от изумления дал пять франков.

Когда общины были маленькие, когда голод был острый, когда жить было негде,когда было одиноко, когда каждый был свой, тогда можно было сказать: да,они любят друг друга, причем не сентиментальной, а глубокой, жертвеннойлюбовью. Это не значит, что все люди были легкими друг для друга. Ведь людипрошли через ужас первой войны и революции, внутреннее напряжение было порой оченьострое, было потеряно все: не только Родина, но семья, родные, самые близкие. Иконечно, порой люди бывали резкие, но за этой резкостью крылось что-то другое:не ненависть, не безразличие, а то, что правду надо резать, надо говоритьправду, потому что другому человеку нужно услышать правду о себе или о жизни.Я вспоминаю приходское собрание. Мне тогда было семнадцать лет. Сидели нашисвященники, между ними отец Афанасий. Была очень смелая, умная, образованнаяженщина в приходе, большой друг жены Чехова292.Она встала и начала критиковать настоятеля, отца Афанасия. Помню, как я сидел икипел внутренне, я чуть не перекипел, когда она о нем всему приходусказала: «Этот дурак Афонька не может даже приход построить как следует!», носмолчал. А потом мы поднимались по лестнице с отцом Афанасием, который во времявсей этой тирады сидел, как изваяние, и я ему говорю: «Как вы могли такспокойно просидеть?» Он на меня посмотрел и говорит: «Да, правда! Как она менядолжна любить, чтобы так правдиво при всех мне правду сказать обо мне самом!»Недалеко от Трехсвятительского подворья были дом и часовня, которую устроиламать Мария Скобцова. Она из ничего оказывала помощь другим людям и не ждала,чтобы к ней обратились за помощью. Она сама и ее немногие помощники, профессорМочульский, Федор Тимофеевич Пьянов, отец Димитрий Клепинин, ходили искать нуждающихся.Чтобы найти русских— нищих, голодных, часто опустившихся до пьянства,мать Мария ходила в такие места, куда полиция неохотно заглядывала, извлекалаих из этих трущоб, приводила к себе. Их кормили, одевали, а через некотороевремя, бывало, они снова уходили туда же. И мать Мария после этого горевала ишла их искать и привести обратно.Я вам эти примеры даю, потому что есть примеры— есть примеры,которым мы можем следовать. Сейчас вокруг нас нужда не так бросается в глаза,но есть нужда: есть люди, которым нужна материальная помощь. Да, приходпорой может помочь материально, но приход, когда человек обращается кказначею,— безличное явление, организация. Как важно было бы, чтобы мынаучились видеть вокруг себя нужду своих и чужих и приходили бы им напомощь. И не только материально, а гораздо больше— душевно. Я не