Митрополит Сурожский Антоний. Труды

чтобы к ней обратились за помощью. Она сама и ее немногие помощники, профессор

Мочульский, Федор Тимофеевич Пьянов, отец Димитрий Клепинин, ходили искать нуждающихся.

Чтобы найти русских— нищих, голодных, часто опустившихся до пьянства,

мать Мария ходила в такие места, куда полиция неохотно заглядывала, извлекала

их из этих трущоб, приводила к себе. Их кормили, одевали, а через некоторое

время, бывало, они снова уходили туда же. И мать Мария после этого горевала и

шла их искать и привести обратно.

Я вам эти примеры даю, потому что есть примеры— есть примеры,которым мы можем следовать. Сейчас вокруг нас нужда не так бросается в глаза,но есть нужда: есть люди, которым нужна материальная помощь. Да, приходпорой может помочь материально, но приход, когда человек обращается кказначею,— безличное явление, организация. Как важно было бы, чтобы мынаучились видеть вокруг себя нужду своих и чужих и приходили бы им напомощь. И не только материально, а гораздо больше— душевно. Я несомневаюсь, что все вы знаете, как бывает тяжко, страшно, одиноко, когдаоказываешься в чужой стране: языка не знаешь, обычаи людей тебе странны, домане похожи на привычные, климат не тот, все не то, все не то… И как бываетодиноко, и как приходится напрягать все силы, чтобы остаться самим собой, несломаться. Но самим собой остаться без сторонней помощи, без того, чтобыкакое-то тепло до тебя дошло, очень и очень трудно.А можно ли сказать, что всякий человек, который придет к нам набогослужение, на беседу, встретит в нас людей зрячих, не таких, которые простовыслушают то, что он расскажет о себе, а людей, которые будут слушать глубинойсвоего сердца, которые будут слушать слова, а за словами улавливать то, чегочеловек и сказать не может, стыдится, боится, сам не знает, не понимает. Необязательно отзываться на человеческую боль или нужду тем, что скажешьнуждающемуся: «Я вижу, что тебе нужно, я тебе помогу!» Это иногда бываетунизительно, больно, страшно. Но можно так посмотреть на человека, такимголосом с ним говорить, так внимательно к нему отнестись, так ему помочь, чтобыон даже не заметил, что ты ему помогаешь материально и душевно. Столько разбывало, что с нуждой приходили к человеку, которому нечем было делиться, но онотдавал все свое сердце, всю свою открытость, все свое понимание так, что инуждающийся мог отозваться и открыться.Можно было бы рассказывать многое по этой линии, но я хотел вам хоть этопередать, потому что меня очень ранит, что после двух тысяч лет нетолько так называемое христианское общество Запада или даже России не созрело ктому, чтобы стать обществом любви— жертвенной, открытой, глубокой,прозорливой любви, но что мы, Церковь, не сумели стать обществом сострадания,понимания, заботливости, в конечном итоге Божией любви, изливающейся через нас.Эта тема, мне кажется, стоит перед XXIстолетием с громадной остротой. Двенадцатьапостолов, семьдесят учеников были посланы Христом в мир принести благую вестьо том, что мир Богу дорог, Богом любим, что Бог не остался где-то в высотах, а