Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Я вам эти примеры даю, потому что есть примеры— есть примеры,

которым мы можем следовать. Сейчас вокруг нас нужда не так бросается в глаза,

но есть нужда: есть люди, которым нужна материальная помощь. Да, приход

порой может помочь материально, но приход, когда человек обращается к

казначею,— безличное явление, организация. Как важно было бы, чтобы мы

научились видеть вокруг себя нужду своих и чужих и приходили бы им на

помощь. И не только материально, а гораздо больше— душевно. Я не

сомневаюсь, что все вы знаете, как бывает тяжко, страшно, одиноко, когдаоказываешься в чужой стране: языка не знаешь, обычаи людей тебе странны, домане похожи на привычные, климат не тот, все не то, все не то… И как бываетодиноко, и как приходится напрягать все силы, чтобы остаться самим собой, несломаться. Но самим собой остаться без сторонней помощи, без того, чтобыкакое-то тепло до тебя дошло, очень и очень трудно.А можно ли сказать, что всякий человек, который придет к нам набогослужение, на беседу, встретит в нас людей зрячих, не таких, которые простовыслушают то, что он расскажет о себе, а людей, которые будут слушать глубинойсвоего сердца, которые будут слушать слова, а за словами улавливать то, чегочеловек и сказать не может, стыдится, боится, сам не знает, не понимает. Необязательно отзываться на человеческую боль или нужду тем, что скажешьнуждающемуся: «Я вижу, что тебе нужно, я тебе помогу!» Это иногда бываетунизительно, больно, страшно. Но можно так посмотреть на человека, такимголосом с ним говорить, так внимательно к нему отнестись, так ему помочь, чтобыон даже не заметил, что ты ему помогаешь материально и душевно. Столько разбывало, что с нуждой приходили к человеку, которому нечем было делиться, но онотдавал все свое сердце, всю свою открытость, все свое понимание так, что инуждающийся мог отозваться и открыться.Можно было бы рассказывать многое по этой линии, но я хотел вам хоть этопередать, потому что меня очень ранит, что после двух тысяч лет нетолько так называемое христианское общество Запада или даже России не созрело ктому, чтобы стать обществом любви— жертвенной, открытой, глубокой,прозорливой любви, но что мы, Церковь, не сумели стать обществом сострадания,понимания, заботливости, в конечном итоге Божией любви, изливающейся через нас.Эта тема, мне кажется, стоит перед XXIстолетием с громадной остротой. Двенадцатьапостолов, семьдесят учеников были посланы Христом в мир принести благую вестьо том, что мир Богу дорог, Богом любим, что Бог не остался где-то в высотах, астал человеком, разделил с нами нищенскую загнанность и судьбу, разделил нашусмертность, чтобы никто не мог Ему сказать: «Тебе легко, Богу, быть таким, а Тыпострадай, умри, как мы!» Да, Христос пострадал и умер, как мы, и Онвоскрес, и послал Своих учеников в весь мир, всем рассказать об Этом Боге, обэтой любви и показать в своем обществе, что эту любовь можно осуществить—пусть не в меру Христову, но в ту меру, в какую Божественная любовь можетзажечь наши сердца.