Митрополит Сурожский Антоний. Труды

стать, по Его образу, Мужем скорбей (Ис53:3).

Православная философия материи

Православная философия материи49

Слишком часто мы по привычке, по инерции, по лени ума, не только неверующие,

но и верующие, думаем о материи, будто она инертна, мертва. С точки зрения

нашего субъективного опыта, это действительно так. Но с точки зрения философии

материи, с точки зрения ее соотношения с Творцом, Который державным словом ее

призвал из небытия к бытию, все имеет жизнь: в каком-то смысле, все Богомсотворенное может участвовать радостно и ликующе в гармонии твари. Иначе еслибы материя была просто инертна и мертва, то всякое Божие воздействие на неебыло бы как бы магическим, было бы насилием, материя не была бы послушна Ему,те чудеса, которые описаны в Ветхом или Новом Завете, не были бы чудесами, тоесть делом послушания и восстановления утраченной гармонии. Это были бывластные действия Бога, против которых материя, сотворенная Богом, не могла быничего. И это не так. Все сотворенное живет, на каждом уровне тварной жизни,своей особенной тварностью. И если мы умели бы в нашем очень часто холодном,тяжелом, потемневшем мире уловить то состояние материи, которое нам большенедоступно, потому что мы ее видим не Божиими глазами и не изнутри духовногоопыта, мы видели бы, что Бог и все Им сотворенное связаны живой связью.Это очень важно для нашего религиозного сознания, потому что на этомосновано очень многое не только в нашей религиозной вере, но и в нашем религиозномопыте. В нашей религиозной вере с этим связано понятие чудес, связана самаявозможность и значительность Воплощения, то есть того, что Бог облекся плотью,соединив с Собой материю этого мира. С этим связана мысль о том, что в СвоемВознесении Господь эту нашу плоть, опять-таки материю, Им же созданную, унес сСобой в глубины Троической тайны.С другой стороны, когда мы говорим о преображении всей твари, которого ждетчеловечество верующее, мы о том же говорим: не о том, чтобы мертвая материязасияла мертвым блеском, а о том, чтобы она засияла внутри обновленной ивозрожденной жизненностью, чтобы в ответ на Божие прикосновение, на приобщениек Божией благодати, она ликующе начала жить. И в этом тоже— и это оченьважно для нас— глубина и значение таинств. Таинства— это не пустыеобряды, это события, в которых человек своей верой, то есть уверенностью, чтоБог есть, доверием к Нему, любовью к Нему, отдает Богу и вводит в областьнебесного, высвобождает материю, возвращает ее к первичной или к конечной славеи свободе. И материя, освященная этим освобождением, этой пронизанностьюБожественной благодатью, в свою очередь, возвращаясь к нам, прикосновением,приобщением обновляет нас в той мере, в которой мы способны это воспринять ивместить. А что это так, мы видим из религиозного опыта: именно через нашуплоть, через нашу вещественность Бог может на нас воздействовать. Непонятно, нобезусловно.Тело и материя в духовной жизни