Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
стать, по Его образу, Мужем скорбей (Ис53:3).
Православная философия материи
Православная философия материи49
Слишком часто мы по привычке, по инерции, по лени ума, не только неверующие,
но и верующие, думаем о материи, будто она инертна, мертва. С точки зрения
нашего субъективного опыта, это действительно так. Но с точки зрения философии
материи, с точки зрения ее соотношения с Творцом, Который державным словом ее
призвал из небытия к бытию, все имеет жизнь: в каком-то смысле, все Богом
сотворенное может участвовать радостно и ликующе в гармонии твари. Иначе если
бы материя была просто инертна и мертва, то всякое Божие воздействие на нее
было бы как бы магическим, было бы насилием, материя не была бы послушна Ему,
те чудеса, которые описаны в Ветхом или Новом Завете, не были бы чудесами, то
есть делом послушания и восстановления утраченной гармонии. Это были бы
властные действия Бога, против которых материя, сотворенная Богом, не могла бы
ничего. И это не так. Все сотворенное живет, на каждом уровне тварной жизни,
своей особенной тварностью. И если мы умели бы в нашем очень часто холодном,
тяжелом, потемневшем мире уловить то состояние материи, которое нам больше
недоступно, потому что мы ее видим не Божиими глазами и не изнутри духовного
опыта, мы видели бы, что Бог и все Им сотворенное связаны живой связью.
Это очень важно для нашего религиозного сознания, потому что на этом
основано очень многое не только в нашей религиозной вере, но и в нашем религиозном
опыте. В нашей религиозной вере с этим связано понятие чудес, связана самая
возможность и значительность Воплощения, то есть того, что Бог облекся плотью,
соединив с Собой материю этого мира. С этим связана мысль о том, что в Своем
Вознесении Господь эту нашу плоть, опять-таки материю, Им же созданную, унес с
Собой в глубины Троической тайны.
С другой стороны, когда мы говорим о преображении всей твари, которого ждет
человечество верующее, мы о том же говорим: не о том, чтобы мертвая материя