Митрополит Сурожский Антоний. Труды

поверхности озера коснулся легкий ветерок— и все очертания изменяются.

Небо, и облака, и все, что растет на берегах озера, приходит в движение и как

будто изменяется. Если, глядя в зеркало, вы хотите сделать вывод относительно

того, что оно отражает, вы должны быть очень осторожны: отражение неполно и

всегда в той или другой степени искажено, и очень часто, как в случае с озером,

все в нем перевернуто. Это не просто шутка. Если посмотреть, каково наше

взаимоотношение с Богом, так часто мы рассуждаем о Боге, исходя от самих себя,

вместо того чтобы начать с Бога и продумывать самих себя по отношению к Богу.Мы еще недостаточно духовно опытны, чтобы подходить к этому правильно.Ясно, что между телом и душой человека существует глубокая связь. Это легкоувидеть на двух уровнях. С одной стороны, общеизвестно, что в последнеедесятилетие большое внимание обращается на психосоматические болезни. Намдостоверно известно, что происходящее в душе человека не только каким-тообразом отражается на состоянии его тела, но и, в соответствии с определеннымимеханизмами, систематически вызывает всегда один и тот же отклик в различныхорганах тела, в частности в нервной системе человека. С другой стороны, если мыобратимся к области религиозного и духовного опыта, будь то Запада или Востока,мы видим, что издревле существовало ясное понимание того, что между душой ителом, между психикой человека и телом, которым он обладает, есть двусторонняясвязь. И хотя верно, что происходящее в душе отражается в теле, наносит емуущерб, часто изменяет тело, верно и то, что тело, со своей стороны, имеетбольшое влияние на психологическую область человеческой жизни.Если вы изучаете психологию и физиологию, вы легко заметите на уровнеэлементарной физиологии, что каждое психологическое событие, каждоеэмоциональное движение, любая интеллектуальная деятельность в результатеприводит к изменениям в железах, в мускулах и так далее. Если посмотреть настатую работы Родена «Мыслитель», то вы ясно, на пластике, увидите, что я имеюв виду. Человек сидит, задумавшись, но когда вы видите эту статую, вам ясно,что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилосьи мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положениемсвоего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Еслипредпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощениесовпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, онаболее ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящийк психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молитьсянерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобожденияот страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это былиприемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Ониохватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мы