Митрополит Сурожский Антоний. Труды

думаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какой

то и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человека

гораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,

и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко не

составляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждый

из нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не есть

проявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека ради

того, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что ОнСам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процесседостижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не поприроде, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этомтворческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностьюзависим от Него и вместе с тем странным образом независимы. Мы существуем,потому что Бог нас возжелал и вместе с тем потому что мы Богу не необходимы:Богу не было необходимости творить нас, чтобы Самому быть Богом. Мы, внекотором смысле, «лишние» Ему, Он— полнота и без нас, и поэтому у насесть своего рода независимость. Мы не являемся Его отражением, мы не являемсяЕго тенью, мы не являемся как бы уменьшенным выражением Его бытия. Мы стоимлицом к лицу с Богом, черпая свое бытие из Его воли и, однако, независимые отНего, потому что можем или принять, или отвергнуть и Его Самого, и все, что Оннам предлагает, любой Его дар. Воля Божия всемогуща. Он Творец, Он самовластен,Он может все— кроме одного: Он не может заставить никакую тварь любитьЕго, потому что любовь царственно свободна и несовместима ни с принуждением, нис предначертанностью.Когда мы говорим, что Бог нас возжелал, потому что прежде существования мыуже возлюблены Им, мы этим определяем самые корни, самое основание, на которомзиждется наше бытие. Но не следует заблуждаться: мы— не чисто духовныесущества, мы— не душа, заключенная в теле или на время связанная с телом,мы— воплощенный дух, и полнота человека не в его духе или его душе, а вего духовно-душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечноболее значительно и обладает бесконечно бльшими возможностями, чем мыобычно думаем. Если обратиться к библейскому откровению, к духу и к событиямВетхого и Нового Завета, думаю, становится ясно, что все созданное Богом былосоздано полным жизни, живым, а не инертным и мертвым. Мы говорим о мертвойматерии, об инертной материи, потому что сами ослеплены и нечувствительны кжизни вещей и материя представляется нам тяжелой, непроницаемой и безжизненной.Но для Бога она вовсе не такова. Бог все создал таким, что оно способно жить ирадоваться в Нем. Это не означает, что у предметов есть такого же родасознание, какое есть у нас, но можно ли утверждать, что тот разум, то сознание,которое есть у нас,— лучше, глубже, более восприимчиво к Богу, чем