Митрополит Сурожский Антоний. Труды

вместо того чтобы начать с Бога и продумывать самих себя по отношению к Богу.

Мы еще недостаточно духовно опытны, чтобы подходить к этому правильно.

Ясно, что между телом и душой человека существует глубокая связь. Это легко

увидеть на двух уровнях. С одной стороны, общеизвестно, что в последнее

десятилетие большое внимание обращается на психосоматические болезни. Нам

достоверно известно, что происходящее в душе человека не только каким-то

образом отражается на состоянии его тела, но и, в соответствии с определенными

механизмами, систематически вызывает всегда один и тот же отклик в различныхорганах тела, в частности в нервной системе человека. С другой стороны, если мыобратимся к области религиозного и духовного опыта, будь то Запада или Востока,мы видим, что издревле существовало ясное понимание того, что между душой ителом, между психикой человека и телом, которым он обладает, есть двусторонняясвязь. И хотя верно, что происходящее в душе отражается в теле, наносит емуущерб, часто изменяет тело, верно и то, что тело, со своей стороны, имеетбольшое влияние на психологическую область человеческой жизни.Если вы изучаете психологию и физиологию, вы легко заметите на уровнеэлементарной физиологии, что каждое психологическое событие, каждоеэмоциональное движение, любая интеллектуальная деятельность в результатеприводит к изменениям в железах, в мускулах и так далее. Если посмотреть настатую работы Родена «Мыслитель», то вы ясно, на пластике, увидите, что я имеюв виду. Человек сидит, задумавшись, но когда вы видите эту статую, вам ясно,что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилосьи мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положениемсвоего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Еслипредпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощениесовпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, онаболее ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящийк психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молитьсянерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобожденияот страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это былиприемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Ониохватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мыдумаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какойто и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человекагораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко несоставляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждыйиз нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не естьпроявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека ради