Митрополит Сурожский Антоний. Труды

большое влияние на психологическую область человеческой жизни.

Если вы изучаете психологию и физиологию, вы легко заметите на уровне

элементарной физиологии, что каждое психологическое событие, каждое

эмоциональное движение, любая интеллектуальная деятельность в результате

приводит к изменениям в железах, в мускулах и так далее. Если посмотреть на

статую работы Родена «Мыслитель», то вы ясно, на пластике, увидите, что я имею

в виду. Человек сидит, задумавшись, но когда вы видите эту статую, вам ясно,

что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилосьи мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положениемсвоего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Еслипредпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощениесовпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, онаболее ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящийк психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молитьсянерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобожденияот страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это былиприемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Ониохватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мыдумаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какойто и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человекагораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко несоставляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждыйиз нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не естьпроявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека радитого, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что ОнСам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процесседостижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не поприроде, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этомтворческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностьюзависим от Него и вместе с тем странным образом независимы. Мы существуем,потому что Бог нас возжелал и вместе с тем потому что мы Богу не необходимы:Богу не было необходимости творить нас, чтобы Самому быть Богом. Мы, внекотором смысле, «лишние» Ему, Он— полнота и без нас, и поэтому у насесть своего рода независимость. Мы не являемся Его отражением, мы не являемсяЕго тенью, мы не являемся как бы уменьшенным выражением Его бытия. Мы стоимлицом к лицу с Богом, черпая свое бытие из Его воли и, однако, независимые от