Митрополит Сурожский Антоний. Труды

механизмами, систематически вызывает всегда один и тот же отклик в различных

органах тела, в частности в нервной системе человека. С другой стороны, если мы

обратимся к области религиозного и духовного опыта, будь то Запада или Востока,

мы видим, что издревле существовало ясное понимание того, что между душой и

телом, между психикой человека и телом, которым он обладает, есть двусторонняя

связь. И хотя верно, что происходящее в душе отражается в теле, наносит ему

ущерб, часто изменяет тело, верно и то, что тело, со своей стороны, имеет

большое влияние на психологическую область человеческой жизни.Если вы изучаете психологию и физиологию, вы легко заметите на уровнеэлементарной физиологии, что каждое психологическое событие, каждоеэмоциональное движение, любая интеллектуальная деятельность в результатеприводит к изменениям в железах, в мускулах и так далее. Если посмотреть настатую работы Родена «Мыслитель», то вы ясно, на пластике, увидите, что я имеюв виду. Человек сидит, задумавшись, но когда вы видите эту статую, вам ясно,что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилосьи мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положениемсвоего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Еслипредпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощениесовпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, онаболее ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящийк психологическому состоянию, при помощи которого можно затем молитьсянерассеянно. Психологическое состояние полного внимания, полного высвобожденияот страсти и беспорядочных мыслей достигалось при помощи физических приемов.Эти приемы никогда не рассматривались, будто они и есть молитва. Это былиприемы, при помощи которых создавались условия для нерассеянной молитвы. Ониохватывали и движения страстей, и беспорядок в мыслях.Однако о человеке сегодня мы привыкли думать в умственных категориях, мыдумаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какойто и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человекагораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко несоставляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждыйиз нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не естьпроявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека радитого, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что ОнСам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процесседостижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не поприроде, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этомтворческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностью