Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

думаем о человеке и его интеллекте или эмоциональной жизни в той мере, в какой

то и другое является частью его сознательной жизни, и забываем, что у человека

гораздо более глубокие корни, забываем, что интеллект, которым он так гордится,

и эмоции, которые он совершенно не в состоянии контролировать, далеко не

составляют всецелого человека. Бытие человека коренится в воле Божией. Каждый

из нас существует, потому что Бог его возжелал. И эта Божественная воля не есть

проявление власти и как бы снисхождения, а акт любви: Бог создает человека ради

того, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что Он

Сам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процессе

достижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не по

природе, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,

будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этом

творческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;

что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностью

зависим от Него и вместе с тем странным образом независимы. Мы существуем,

потому что Бог нас возжелал и вместе с тем потому что мы Богу не необходимы:

Богу не было необходимости творить нас, чтобы Самому быть Богом. Мы, в

некотором смысле, «лишние» Ему, Он— полнота и без нас, и поэтому у нас

есть своего рода независимость. Мы не являемся Его отражением, мы не являемся

Его тенью, мы не являемся как бы уменьшенным выражением Его бытия. Мы стоим

лицом к лицу с Богом, черпая свое бытие из Его воли и, однако, независимые от

Него, потому что можем или принять, или отвергнуть и Его Самого, и все, что Он

нам предлагает, любой Его дар. Воля Божия всемогуща. Он Творец, Он самовластен,

Он может все— кроме одного: Он не может заставить никакую тварь любить

Его, потому что любовь царственно свободна и несовместима ни с принуждением, ни

с предначертанностью.

Когда мы говорим, что Бог нас возжелал, потому что прежде существования мы

уже возлюблены Им, мы этим определяем самые корни, самое основание, на котором