Митрополит Сурожский Антоний. Труды

зависим от Него и вместе с тем странным образом независимы. Мы существуем,

потому что Бог нас возжелал и вместе с тем потому что мы Богу не необходимы:

Богу не было необходимости творить нас, чтобы Самому быть Богом. Мы, в

некотором смысле, «лишние» Ему, Он— полнота и без нас, и поэтому у нас

есть своего рода независимость. Мы не являемся Его отражением, мы не являемся

Его тенью, мы не являемся как бы уменьшенным выражением Его бытия. Мы стоим

лицом к лицу с Богом, черпая свое бытие из Его воли и, однако, независимые от

Него, потому что можем или принять, или отвергнуть и Его Самого, и все, что Оннам предлагает, любой Его дар. Воля Божия всемогуща. Он Творец, Он самовластен,Он может все— кроме одного: Он не может заставить никакую тварь любитьЕго, потому что любовь царственно свободна и несовместима ни с принуждением, нис предначертанностью.Когда мы говорим, что Бог нас возжелал, потому что прежде существования мыуже возлюблены Им, мы этим определяем самые корни, самое основание, на которомзиждется наше бытие. Но не следует заблуждаться: мы— не чисто духовныесущества, мы— не душа, заключенная в теле или на время связанная с телом,мы— воплощенный дух, и полнота человека не в его духе или его душе, а вего духовно-душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечноболее значительно и обладает бесконечно бльшими возможностями, чем мыобычно думаем. Если обратиться к библейскому откровению, к духу и к событиямВетхого и Нового Завета, думаю, становится ясно, что все созданное Богом былосоздано полным жизни, живым, а не инертным и мертвым. Мы говорим о мертвойматерии, об инертной материи, потому что сами ослеплены и нечувствительны кжизни вещей и материя представляется нам тяжелой, непроницаемой и безжизненной.Но для Бога она вовсе не такова. Бог все создал таким, что оно способно жить ирадоваться в Нем. Это не означает, что у предметов есть такого же родасознание, какое есть у нас, но можно ли утверждать, что тот разум, то сознание,которое есть у нас,— лучше, глубже, более восприимчиво к Богу, чемкакое-либо другое возможно существующее сознание?52 Все творение существует в Боге, всеспособно познавать своего Господа, способно радоваться на своего Спасителя испособно сиять, отражать свет Самого Бога. В противном случае все чудесаВетхого и Нового Завета, которые касаются природы и телесности, становятся нечудесами уже, а магическими актами, не проявлением гармонии, дружбы, неоткликом послушания и радости со стороны природы, которая слышит слово Божие ипрозревает Его волю,— они становятся односторонним (следовательно,неосмысленным) действием силы, проявляемой над пассивной природой, в центре ихБог и человек, но вся полнота творения остается вне. Когда Господь ИисусХристос повелевает бушующим волнам улечься и ветру утихнуть над моремГалилейским (Лк8:23—25), когда в различных событиях Нового Завета Онповелевает стихиям отозваться на Его голос, когда Он восставляет Лазаря(Ин11:1—44) или совершает другие дивные чудеса, это показывает, что междуНим и творением Божиим есть отношение, взаимосвязь, есть гармония.