Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Чудо нам кажется исключительным явлением, на самом деле это не так,

чудо— нормальное взаимоотношение между Богом и созданным Им миром,

гибкое, живое, полное любви взаимоотношение, которое может существовать между

Богом и тем, что Бог сотворил способным любить Его, слышать Его голос. Это, мне

кажется, соответствует библейскому богословию, это соответствует учению

апостолов и учению, и самой жизни, и опыту Церкви. Описание этого опыта мы

находим, например, в творениях святого Симеона Нового Богослова. Он вернулся из

храма, причастившись Святых Тайн, он сидит на своем ложе и размышляет. Онозирается вокруг, смотрит на себя и дивится. Эти руки (говорит он), хрупкие,бессильные,— это руки Самого Бога, это тело, жалкое, старое, слабеющеетело, вмещает присутствие Божества, и эта келья, малая и жалкая,— большенебес, потому что содержит Бога… Это не аллегория, не выдумка или воображение,это непосредственный, глубокий, конкретный опыт, коренящийся во всем Ветхом иНовом Завете. Все, что сотворено Богом, пребывает в Боге, в глубокомсоотношении с Ним, способно почуять Его, познать Его. Если бы только мы моглисознавать потенциальные возможности всего Богом сотворенного! Я сейчас думаю нео том, что открывается науке, не о необычайных возможностях атома— яговорю о чем-то более глубоком, о более глубинных свойствах материи, чем ееестественные качества. Нет ничего в этом мире, от мельчайшей пылинки довеличайшей звезды, что не содержит в своей сердцевине, не несет в своихглубинах, так сказать, трепетность, радостное волнение первого момента бытия,своего становления в бытие, обладания бесконечными возможностями, когда всевходит в Божественную область, так что познает Бога и ликует в Нем. Мир кажетсянам темным, непрозрачным, непроницаемым и густым, но это потому, что случиласьтрагедия, которую мы называем падением, как бы ни определять то событие,в результате чего царственная свобода послушания и гармонии сменилась жесткимиправилами и законами, которые уходят на какую-то глубину, но тем не менее не доконца покорили рабству то, что Бог создал для свободы.Эта способность мира, способность материи этого мира (оставляя в стороненашу душу и дух) быть в Боге и вмещать Бога, с одной стороны, является условиемВоплощения, и с другой стороны, на ней основана наша вера в таинства. ВВоплощении Бог, у Которого нет общей меры с тем, что Он сотворил, становитсясоприсущным Своему творению, облекается в человеческую плоть, в которойсодержится все существующее, все, что есть в этом тварном мире. Он воспринимаетвсе вещество этого мира, и это вещество не только Его собственногоисторического тела, но всего мира, таинственно, невообразимо, личным образомсоединяется с Самим Богом. И когда после Воскресения Христос возносится на небо,Он таинственно уносит все вещество нашего мира в самые глубины Божественнойреальности. Бог присутствует в мире, становится частью не только его истории,но его существа, и мир присутствует в Боге.На этом, а также на том, о чем я говорил раньше, основана наша вера втаинства, в тинственные действия, совершаемые в Церкви силой Божией,