Митрополит Сурожский Антоний. Труды

максимальном стремлении сохранить верность церковному Преданию— такова,

наверное, наиболее характерная черта богословского творчества митрополита

Антония.

Основные темы настоящей книги

Настоящая книга является самым полным собранием выступлений Владыки Антония.

Впервые под одной обложкой собраны материалы, столь разные по тематике и стилю.

Структура книги может показаться эклектичной, но эта эклектичность лишь

кажущаяся: на самом деле в книге есть своя динамика, вполне соответствующаяосновному направлению богословской мысли Владыки Антония. Книга постепенноведет человека от телесного к духовному, от внешнего к внутреннему, отчеловеческого к божественному. Следуя за богословской мыслью автора, читательпостепенно погружается в океан внутренней жизни, о котором говорили ОтцыЦеркви: сначала входит в него по колено, затем по пояс, потом по грудь, пока,наконец, воды не сомкнутся над его головой и он не окажется в тех глубинах, накоторых человек может встретить Бога.Первая часть книги посвящена вопросам медицинской этики. Обращениемитрополита Антония к медицине не случайно: будучи профессиональным медиком смноголетним стажем хирургической практики, он накопил огромный опыт, которымделится с читателем. Как нужно вести себя у постели больного? В чем смыслболезней, страданий физических и духовных? Как христианство относится к телучеловека? Какую роль играет материя в духовной жизни? Каково православноеотношение к стигматам? Эти и многие другие вопросы затрагиваются в первой частикниги.Отмечу, что медицина в каком-то смысле родственна пастырству. Всвятоотеческой традиции труд священника нередко сравнивается с врачебнымискусством. Как пишет святитель Григорий Богослов, если врачебное искусствонаправлено на материальное и временное, то пастырство заботится о душе, котораянематериальна и божественна по происхождению. Врач предписывает больномулекарства, рекомендует профилактические средства, иногда даже употребляетприжигания и хирургическое вмешательство; однако гораздо труднее врачевать«нравы, страсти, образ жизни и волю», исторгая из души все животное и дикое инасаждая в ней все кроткое и благородное10.«По всем этим причинам,— заключает святой Григорий,— считаю я нашумедицину гораздо более трудной и значительной, а потому и болеепредпочтительной, чем та, что имеет дело с телами, еще и потому, что последняямало заглядывает вглубь, но по большей части занимается видимым, тогда как нашатерапия и забота всецело относится к сокровенному сердца человеку»11.Говоря собственно о медицине, святитель Григорий называет ее «плодомфилософии и трудолюбия»12,подчеркивая свое уважение к ней. Впрочем, среди Отцов Церкви не былопрофессиональных медиков: и Григорий Богослов, и Василий Великий, и многиедругие Отцы изучали медицину в университетах, но не были практикующими врачами,