Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

максимальном стремлении сохранить верность церковному Преданию— такова,

наверное, наиболее характерная черта богословского творчества митрополита

Антония.

Основные темы настоящей книги

Настоящая книга является самым полным собранием выступлений Владыки Антония.

Впервые под одной обложкой собраны материалы, столь разные по тематике и стилю.

Структура книги может показаться эклектичной, но эта эклектичность лишь

кажущаяся: на самом деле в книге есть своя динамика, вполне соответствующая

основному направлению богословской мысли Владыки Антония. Книга постепенно

ведет человека от телесного к духовному, от внешнего к внутреннему, от

человеческого к божественному. Следуя за богословской мыслью автора, читатель

постепенно погружается в океан внутренней жизни, о котором говорили Отцы

Церкви: сначала входит в него по колено, затем по пояс, потом по грудь, пока,

наконец, воды не сомкнутся над его головой и он не окажется в тех глубинах, на

которых человек может встретить Бога.

Первая часть книги посвящена вопросам медицинской этики. Обращение

митрополита Антония к медицине не случайно: будучи профессиональным медиком с

многолетним стажем хирургической практики, он накопил огромный опыт, которым

делится с читателем. Как нужно вести себя у постели больного? В чем смысл

болезней, страданий физических и духовных? Как христианство относится к телу

человека? Какую роль играет материя в духовной жизни? Каково православное

отношение к стигматам? Эти и многие другие вопросы затрагиваются в первой части

книги.

Отмечу, что медицина в каком-то смысле родственна пастырству. В

святоотеческой традиции труд священника нередко сравнивается с врачебным

искусством. Как пишет святитель Григорий Богослов, если врачебное искусство

направлено на материальное и временное, то пастырство заботится о душе, которая

нематериальна и божественна по происхождению. Врач предписывает больному

лекарства, рекомендует профилактические средства, иногда даже употребляет

прижигания и хирургическое вмешательство; однако гораздо труднее врачевать

«нравы, страсти, образ жизни и волю», исторгая из души все животное и дикое и

насаждая в ней все кроткое и благородное10.

«По всем этим причинам,— заключает святой Григорий,— считаю я нашу

медицину гораздо более трудной и значительной, а потому и более

предпочтительной, чем та, что имеет дело с телами, еще и потому, что последняя