Митрополит Сурожский Антоний. Труды

разделов книги озаглавлен «Вопрошание». Сомнение неотделимо от веры, как о том

постоянно говорит митрополит Антоний. Помимо тех неизбежных и благотворных

вопросов и сомнений о смысле жизни, о красоте и осмысленности тварного мира, о

несправедливости и жестокости человеческого общества, которые путем порой

мучительных испытаний ведут человека к более глубокому богопознанию, существуют

сомнения другого рода. Для человека, находящегося вне церковной ограды,—

это вопрос о том, стоит ли входить в церковь, накладывать на себя добровольно

иго Христово; для человека церковного то же сомнение выглядит как вопрос оправильности избранного пути, о том, не заключен ли он в церковной ограде, какв клетке, за стенами которой находится легкий и простой мир, не следует лисбросить с себя иго Христово. Эти вопросы и сомнения, как об этом тожепостоянно и бесстрашно говорит митрополит Антоний, вызваны в первую очередьнедостоинством христиан. Митрополит Антоний часто повторяет древнее монашескоеприсловье: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одногочеловека сияние вечной жизни». Иначе говоря, истина христианства открываетсячеловеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример. Поэтому нампредставляется, что в особенности в нашу эпоху, в которой все слова как будтосказаны и обесценены, необходимо слово митрополита Антония, слово, в которомглубина богословского созерцания до конца неотделима от примера христианскогопоступка.Переходя к обсуждению богословского учения митрополита Антония, заметим,что, во-первых, его мышление воспитано в чтении святых отцов и плодотворныхбеседах с выдающимися православными богословами минувшего века—протоиереем Георгием Флоровским и В.Н.Лосским. Помимо этого на егостановление, на наш взгляд, оказала влияние философия религиозногоэкзистенциализма, главным образом персонализм Н.О.Лосского,размышления Н.А.Бердяева о свободе и творчестве и центральная мысльМ.Бубера о бытии как отношения Я—Ты.В зрелом богословии митрополита Антония прежде всего хотелось бы отметитьтри особенности.Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, чтопроповеди и беседы митрополита Антония построены совершенно прозрачно: всебогословские концепции христианских и иных религиозных культур, с которымимитрополит Антоний зачастую спорит или беседует, все литературные аллюзии он максимальноуводит в подтекст, то есть стилистически, композиционно строит свою речь так,чтобы она служила как бы мостом между слушателем и Евангелием, иначе говоря,чтобы казалось, что между слушателем и Евангелием ничего нет. МитрополитАнтоний говорит: «Евангельские события часто кажутся нам далекими, почтипризрачными, а вместе с тем они обращены к каждому из нас в каждоемгновение»,— и в своей проповеди он максимально сокращает расстояние,отделяющее современного человека от живого Христа, и делает нас участникамиЕвангельской истории.