Митрополит Сурожский Антоний. Труды

Скажу честно: я благодарю Господа за то, что молодежь ищет Бога, который не

такой узкий, незначительный, как тот образ, который мы им предлагаем! Это верно

не только на уровне катехизиса, на минимальном уровне, когда мы довольствуемся

тем, что воспитываем блеющих овец, но и на более глубоком уровне. В

IVвеке святой Григорий Богослов говорил, что, когда мы собрали из

Священного Писания, из Предания и из опыта Церкви все, что можно знать о Боге,

и выстроили все это в целостный образ, то, как бы он ни был прекрасен, мы

построили идол, потому что, стоит нам создать образ Божий и сказать: «Посмотри,вот твой Бог», мы превращаем Бога Живого, динамичного, непостижимого,бесконечного глубокого Бога в нечто ограниченное, имеющее человеческий масштаб.Ведь все, что открыто, имеет человеческий масштаб, другого в откровении нет, впротивном случае оно было бы или бесконечно великое, или бесконечно малое, такое,что мы не можем этого уловить. Все, что мы знаем о Боге, принадлежит вчерашнемудню, не сегодняшнему и не завтрашнему. Я хочу сказать этим, что я не могупоставить перед собой все, что я на данный момент знаю о Боге, чтобыпоклоняться Ему: это— прошлое, это грань между моим настоящим и моимбудущим. Бог, перед Которым я встаю в поклонении и молитве, это Тот Бог, знаниеКоторого привело меня к Нему, но я стою перед Богом, мне еще неведомым. Мне ненадо оборачиваться назад и вглядываться еще и еще в мои воспоминания о Боге: яищу встречи с Богом, каков бы Он ни был, я стою перед тайной Бога, а не передзнанием о Нем, с трудом приобретенным за прошедшие века.Когда люди говорят, что ищут «нового» Бога, в каком-то смысле они не правы,потому что Бог не бывает новым в том смысле, что Он не отличается от СебяСамого,— Он новый для них. Есть несомненное обновление видения Божия,есть расширение восприятия, отказ принимать идола вместо тайны, отказдовольствоваться фразами, тогда как опыту Бога Живого соответствует толькомолчание и поклонение. Когда мы упорно твердим людям: «Уже сотни лет назадоткрыто, кто такое Бог, я вам объясню», так ли не правы они, когда отвечают:«Если бы вы Его знали, это было бы очевидно. По вам этого не видно». Если быкто-то из нас действительно был откровением Христа, можно было бы сказать: «Явидел лик Христов». Вы наверно помните место из Послания, где апостол Павелговорит: мы видели великолепие славы Божией в лице Христа(2Кор4:5—6). Да, это так, и в этот момент это лицо— икона,откровение Христа. Если бы мы были подобным откровением, нам не нужно было быописывать Бога на тысячу ладов.В рассказах об отцах пустыни есть описание встречи одного из большихнаставников с тремя монахами; двое задают ему бесконечные вопросы, третиймолчит. Наконец старец обращается к нему и говорит: «А ты ничего не спросишь?»И тот отвечает: «Мне достаточно смотреть на тебя». Еще рассказ: монастырьдолжен посетить Александрийский епископ, братия просят одного монахаприветствовать его словом, но он отказывается. «Почему?»— спрашивают его.«Если он не понимает моего молчания, он ничего не поймет в моих словах». Еще