Лекции по церковному праву

Его избрание и утверждение

Первоначально, Апостолы назначали епископами новоустроенных христианских общин либо самих себя, либо кого-то из числа ближайших своих учеников и сотрудников по апостольству, или же из числа тех, о достоинствах которых свидетельствовала христианская община. После апостольских времен избрание и назначение епископа в какой-либо город совершалось Собором епископов того церковного округа, к которому город принадлежал. Такой порядок был утвержден и канонами (Ант. 23). Они требовали участия в таком Соборе всех, по возможности, епископов области; если же это оказывалось неудобным из-за дальности пути, или по какой-то другой серьезной причине, то требовалось присутствие, по крайней мере, трех епископов, а прочие отсутствовавшие должны были изъявить свое согласие на состоявшееся избрание нового епископа посредством грамот. За правильностью избрания наблюдал областной митрополит; ему же принадлежало право утверждать избранного, так что избрание, проведенное без согласия митрополита, почиталось недействительным (I всел. 4, 6; Ант. 19; Лаод 12). В первые времена к участию в избрании епископа допускался и народ той Церкви, для которой избирался пастырь. Это видно из многочисленных примеров в церковн. истории, из свидетельства писателей и пастырей древней Церкви, считавших такое участие христианского народа вполне справедливым, полезным и основанным на апостольском примере и предании; оно было обычно повсюду и подтверждалось церковными правилами (см. Апост. Постановл. 8, 4). Участие народа состояло в том, что ему предоставлялось право свидетельствовать о достоинствах предлагаемых епископами лиц и высказывать то, что ему известно в пользу или против избираемых; на основании такого свидетельства, проверенного избирающими, совершалось избрание; народ изъявлял на совершенное Собором избрание свое согласие или несогласие, и церковная власть принимала это во внимание, имея в виду - с одной стороны, ту нравственную связь, которую должен иметь пастырь со своей паствой, с другой стороны - тот вред для пастырского служения и для Церкви, который происходил бы от назначения лица, нежелательного для паствы; иногда народ сам избирал известное ему лицо и предлагал его Собору для утверждения (см. Посл. восточ. Патр. 10); в этом народном избрании, если не было причины сомневаться в чистоте побуждений к нему, церковная власть не отказывала, так как видела в нем решительное свидетельство народа в пользу предлагаемого кандидата, ручательство о его достоинствах, залог его нравственной связи с народом. Но в чем бы ни состояло участие христианского общества в избрании епископа, оно не имело, во всяком случае, значения суда, решающего судьбу избрания, не было безусловно необходимым в том смысле, что действия одних лишь епископов в этом деле считались не имеющими силы. Право окончательного решающего приговора избранию всегда принадлежало Собору иерархов, как полномочных представителей Церкви, как ее правителей, получивших свою власть не от общества, но, по апостольскому преемничеству, от Главы Церкви. Поставленное ими в епископы лицо, хотя бы оно и не было принято обществом, должно было, по канонам, сохранять свой сан и честь; и неприятие его народом церковные законы считают своеволием, преступной непокорностью, - за что ответственность должен был нести и клир этого народа (Апост. 36; Ант. 18). Напротив, епископ, избранный и принятый всем народом какого-либо города, но без воли и утверждения церковного правительства, не признавался в своем звании и даже подвергался отлучению (Апост. 16; 1 всел. VI). Также недействительным должно считаться избрание, совершенное одним светским начальством, помимо церковной власти (Апост. 30; 7 всел. III). Впоследствии, злоупотребления, происходившие от участия народа в избрании епископов, и случавшиеся при этом беспорядки и волнения, побудили как церковное, так и светское правительство ограничить это право народа. Уже Лаодикийский Собор, повелевая избирать епископа по решению митрополита и окрестных епископов, вообще запрещал допускать народную толпу к избранию должных быть поставленными во священство (12 и 13 пр.). Законами Юстиниана участие всей паствы было заменено участием знатных лиц города, в который назначался епископ: они, принеся клятву в добросовестном отношении к делу, должны были, вместе с клиром, избрать трех кандидатов, из числа которых утвердить одного предоставлялось митрополиту (Novell. 123,1: Cod Just. tit. 3.; de epics. 4). Но такие ограничения прав паствы, отнимая у нее право избрания и представления кандидатов, не лишали ее древнего права свидетельствовать об избранном и выражать согласие на избрание. С XII - го века избрание происходило уже без участия мирян. Епископы избирались обычно из местного клира тех епархий, в которых надлежало их поставить; но нередки были примеры избрания из светских лиц, по указанию и желанию христианской общины. В древней Руси епископы сперва избирались удельными князьями с народом ("Несть достойно наскакати на святительский сан", - замечает летописец: - "но его же Бог позовет, князь восхощет и людие".), утверждались и назначались Митрополитом и Собором епископов. В городах с вечевым устройством избрание происходило на вече. Так было в Новгороде. В случае разногласия избирателей, клали на престол св. Софии жребьи с именами кандидатов и посылали брать один из них слепца или младенца. После ослабления власти удельных князей епископы посылались в епархии прямо по распоряжению митрополита; а при царях - повелением царя, по благословлению и рукоположению митрополита, и по совету священного Собора (писалось в их настольных грамотах). Так было и при патриархах. С учреждением Св. Синода, избрание архиереев стало принадлежать ему, он избирает двух или трех кандидатов и представляет на Высочайшее соизволение утвердить одного из них.

Значение, права и власть архиерея

По отношению к Церкви, как поместной, так и вселенской, архиерей есть представитель своей христианской общины, которая ему поручена; через него вся его паства входит в союз с вселенской Церковью и пребывает в нем; самовольное, не имеющее законных оснований, отделение от него есть раскол, отпадение от церковного союза (Апост. 31; Гангр. 6 и др.). Как участник одного общего во вселенской Церкви епископства, архиерей имеет право принимать участие в ее законодательстве, суде и в управлении ею, с решающим голосом. По отношению к вверенной ему епархии, архиерею принадлежит главное попечение о пребывающих в ней людях Господних, о душах которых он должен держать ответ (Апост. 39). Он представляет собой в ней высшую духовную власть; в нем сосредоточивается управление всеми церковными делами епархии, при которых он должен неотлучно пребывать (Апост. 81). В зависимости от него, и под его руководством отправляют свои церковно-служебные функции все служащие в порученной ему части Церкви; ему они обязаны отдавать отчет в своей деятельности (Апост. 39). Укажем важнейшие права и обязанности епархиального архиерея.

По отношению к христианскому учению

Архиерей есть главный учитель православной веры, охранитель ее чистоты, блюститель ее утверждения и распространения в порученной ему области. Как главный учитель Церкви, наделенный правом нести слово истины (2 Тим. 2:15), он обязан сам проповедовать Слово Божие, благовременно и безвременно, обличать, запрещать, умолять (2 Тим. 2:5), вразумлять неблагонравных наставлениями, увещеваниями, а иногда и страхом церковных наказаний (Двукр. 9). Он имеет власть давать право церк. учительства в своей епархии способным к этому лицам (2 Тим. 2:2). Он должен поучать и самих поставленных им учителей и весь клир. Особенно обязан он исполнять дело учительства при церковном богослужении в дни праздников (Апост. 58; 6 всел. 19): Как блюститель за утверждением среди паствы христианского учения, архиерей должен заботиться о том, чтобы в его епархии Слово Божие проповедовалось, и православный народ получал наставления в вере и благочестии, в благонравии и послушании Властям (Уст. Конс. 8). С этой целью он требует от священников, и следит, чтобы они в своих церквах произносили при богослужении поучения, или их собственные, или готовые, из предназначенных для этого книг (ст. 9); назначает по очереди священнослужителей (получивших образование) в городские соборные церкви для постоянного проповедничества, и утверждает в других церквах своей епархии, по своему усмотрению, катехизаторские поучения (ст. 10 и 11). Для действенного руководства в проповедовании, архиерей требует для личного просмотра письменные поучения священников, или поручает их просмотр назначенным для этого лицам (ст. 12 и 13). Поощряя ревностно трудящихся в деле проповеди особой честью (Тим. 5:16), он взыскивает с нерадивых и небрежных (Уст. Конст. 12). Архиерею вменено в обязанность заботиться об открытии и содержании при церквах и монастырях начальных училищ для обучения детей грамоте и Закону Божию (ст. 14), и наблюдать за преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях его епархии (Указ. 1811 г. 16 Ноября). Его надзору подчинены во всех отношениях духовно-учебные заведения его епархии и все служащие в них. От него зависит разрешение публичных чтений по предметам, относящимся к духовному просвещению. Архиерею принадлежит попечение о просвещении истинами веры нехристиан в его епархии (Уст. Конс. 31); без его ведома и благословения никто не дерзает проповедовать православие иноверцам (Св. Зак. Т. 14, о прес. прест. 98). Он же разрешает принятие в Церковь новых членов, обращающихся из иных(нехристианских) исповеданий. Как охранитель цельности и чистоты православной веры, архиерей обязан наблюдать, чтобы истины православной Церкви, исповедуемые ее служителями и всеми членами, оставались во всей чистоте. На нем лежит обязанность отвращать православный народ от всяких суеверий и суеверных обрядов, как через подчиненных ему священников, так и своими непосредственными увещеваниями и духовными запретами, особенно при ревизии своей епархии. Он должен заботиться, чтобы православные христиане не совращались в ереси и расколы, обличать ложные учения, действовать мерами вразумления на отпадающих от православной Церкви. О суеверных действиях и молве, производящих на народ заметное впечатление, а также о возникающих новых сектах и расколах и совращении в другую веру архиерей должен доносить Св. Синоду, и ожидать от него дальнейших распоряжений, и, в то же время, сообщать гражданскому начальству для принятия им мер, предписанных на этот случай законом (Уст. Конс. 7, 18, 19, 21, 23 и 24).

По отношению к богослужению

Архиерейство есть высшая степень священства, совмещающая в себе все прочие степени; оно есть также источник священства, которое передается другим через архиерея, отчего он и называется святителем. Поэтому архиерей имеет власть совершать все священнодействия во всех местностях своей епархии. Исключительно ему принадлежит власть посвящать в другие степени священства и на церковно-служительские должности (апост. 2), освящать престолы в храмах или, по крайней мере, антиминсы. Освящение мира также принадлежит архиерейской власти (Карф. 6); но у нас в России совершать это предоставлено только архиереям старейших митрополий, бывших прежде центрами церковно-правительственной власти, а именно Москвы и Киева (в Московском, Успенском и Киево-Софийском соборах). Архиерей есть главный блюститель установленного порядка церковного богослужения и его благочинства в своей епархии. Он разрешает всякие случаи недоумения, касающиеся богослужения, и имеет право, в связи с какими-либо особыми обстоятельствами (напр., во время общественных бедствий), устраивать в своей епархии общественные молебны, крестные ходы (которые не могут совершаться без его благословения), налагать на свою паству пост и т.д. (Указ 1740 г. 17 марта). При совершении им священнослужения, ему предоставлены некоторые внешние преимущества, которые указаны в богослужебном уставе.По отношению к духовному судуАрхиерей имеет преимущественную власть судить всех лиц его паствы в религиозно-нравственных делах, налагать на согрешающих, для их исправления, тайные и явные духовные наказания (епитимьи). Как архипастырь, он имеет право изменить или отменить частный духовный суд (епитимью) подчиненных ему пастырей. По каноническим постановлениям, епископ имеет власть подвергать виновных отлучению от Церкви; но по действующему праву это предоставлено только власти Св. Синода. Особому суду архиерея подлежат служители Церкви его епархии. Он судит их как за проступки и преступления, связанные с их должностью и за недостойное их звания поведение, так и за такие проступки, совершенные нечаянно или по неведению, которые требуют исправления и очищения священно-служительской совести иерархическим действием архиерея (Уст. Конс. 153-155). Он имеет власть не только налагать на виновных служителей Церкви указанные в законе епитимьи и штрафы, но и смещать их с должности, временно запрещать священнослужение, и вовсе лишать их, по суду, церковных степеней. Архиерею предоставлено право разбирать и взаимные споры между духовными лицами, возникающие из-за пользования церковной собственностью и церковными доходами. Архиерейскому суду подлежат также все дела о разрешении на венчание при бракосочетаниях, в указанных законом случаях, о признании браков недействительными и об их расторжении, об удостоверении действительности события браков и рождений от законных браков (Уст. Конст. 148). Чтобы успешнее исполнять свою обязанность наблюдения за епархиальными учреждениями и за отправлением духовенством своих обязанностей, архиерей должен объезжать свою епархию (Карф. 63) не реже одного раза в два или три года, и иметь право лично обозревать подведомственные ему церковные учреждения или назначать их ревизию. Получив от высшей власти епархию, архиерей не может отказываться от нее и оставлять ее по своей воле (Апост. 36, Ант. 17), если только к этому не побуждает его болезнь или другие уважительные причины, представленные суду высшей власти. Обязанный проявлять неустанное попечение о вверенном ему стаде Христовом, епархиальный архиерей не должен по своей воле отлучаться из епархии на продолжительное время. Каноны предписывают, чтобы епископ не пребывал вне своей епархии более трех недель (Сард. 11, 12), если только на то не будет разрешения высшей власти. Самовольная отлучка, продолжающаяся боле полугода без весьма уважительных причин, подвергала епископа лишению архиерейского достоинства (Двукр. 16). По русским законам, архиерей может отлучаться из своей епархии, без особого разрешения, на срок до 14-ти дней, донося об этом Св. Синоду, с объяснением причин отлучки; отпуска на больший срок он должен испрашивать у Св. Синода. Архиерею запрещено канонами оставлять главное место своей кафедры, перенося его в какую-либо другую церковь его епархии (Карф. 82).Отношение епархиальных архиереев между собой и к высшей властиВ русской Церкви епархиальный начальник, согласно канонам, ограничен в своей власти пределами своей епархии. Управляя своими епархиями с равной степенью власти, все епарх. архиереи независимы друг от друга. Сан митрополита и архиепископа дает лишь преимущество чести, но не власти над другими архиереями. В прежнее время, по штатам 1754 г., епархии в России делились на три вида: первоклассные (митрополии), второклассные (архиепископства) и третьеклассные (епископства); такое разделение соответствовало историческому значению областей. Сообразно с этим, и архиереи получали преимущества чести и титула. Теперь разделения епархий на классы не существует (отменено штатами 1867 г. 27 дек). и все они считаются равными, кроме трех митрополий (С.-Петербургской, Киевской и Московской) и Грузинского Экзархатства. Сан митрополита теперь всегда присваивается архиереям означенных митрополий; сан же архиепископа (а иногда и митрополита) жалуется архиереям других городов в награду за службу, как почетное отличие; архиереи не имеющие этих отличий именуются епископами. Примечание. Митрополитам и архиепископам дается титул Высокопреосвященства, а епископам - Преосвященства. Патриархи имели, равно как и Св. Синод имеет, титул Святейшества. Общая для всех епархиальных архиереев в России высшая церковная власть есть Св. Синод, которому каждый из них в равной степени, по словам духовного регламента, "яко верховной власти подчинен есть, указов его слушать, суду подлежать и определением довольствоваться должен есть". Св. Синоду епархиальные начальники обязаны давать отчет в своем управлении и доносить ему о состоянии дел в их епархиях. Как назначение архиерея, так и перевод его из одной епархии в другую, равно как и увольнение его от должности (на покой) зависит от власти Св. Синода и Высочайшего утверждения. Примечание. Уволенному на покой архиерею назначается для жительства и содержания, а иногда и управления, какой-либо из монастырей.Учреждения и должностные лица при епархиальном архиерееВ русской Церкви епархиальный начальник, согласно канонам, ограничен в своей власти пределами своей епархии. Управляя своими епархиями с равной степенью власти, все епарх. архиереи независимы друг от друга. Сан митрополита и архиепископа дает лишь преимущество чести, но не власти над другими архиереями. В прежнее время, по штатам 1754 г., епархии в России делились на три вида: первоклассные (митрополии), второклассные (архиепископства) и третьеклассные (епископства); такое разделение соответствовало историческому значению областей. Сообразно с этим, и архиереи получали преимущества чести и титула. Теперь разделения епархий на классы не существует (отменено штатами 1867 г. 27 дек). и все они считаются равными, кроме трех митрополий (С.-Петербургской, Киевской и Московской) и Грузинского Экзархатства. Сан митрополита теперь всегда присваивается архиереям означенных митрополий; сан же архиепископа (а иногда и митрополита) жалуется архиереям других городов в награду за службу, как почетное отличие; архиереи не имеющие этих отличий именуются епископами. Примечание. Митрополитам и архиепископам дается титул Высокопреосвященства, а епископам - Преосвященства. Патриархи имели, равно как и Св. Синод имеет, титул Святейшества. Общая для всех епархиальных архиереев в России высшая церковная власть есть Св. Синод, которому каждый из них в равной степени, по словам духовного регламента, "яко верховной власти подчинен есть, указов его слушать, суду подлежать и определением довольствоваться должен есть". Св. Синоду епархиальные начальники обязаны давать отчет в своем управлении и доносить ему о состоянии дел в их епархиях. Как назначение архиерея, так и перевод его из одной епархии в другую, равно как и увольнение его от должности (на покой) зависит от власти Св. Синода и Высочайшего утверждения. Примечание. Уволенному на покой архиерею назначается для жительства и содержания, а иногда и управления, какой-либо из монастырей.