Лекции по церковному праву

В древней Церкви

а) Совет пресвитеров. В первые века христианства, как показывают многочисленные исторические свидетельства, при епископе состоял Совет пресвитеров, содействовавший ему в управлении. Древние Отцы Церкви называли его епископским Советом, апостольским Сенатом, священным Синедрионом, Собором и т.п. С его участием епископ принимал желающих поступить в клир, избирал и ставил пресвитеров и диаконов, производил церковный суд как над мирянами, так и над служителями Церкви, распоряжался церковным имуществом, и пр., вообще, без совета и согласия своих пресвитеров епископ не предпринимал ничего важного в делах, относящихся к вверенной ему Церкви. В отсутствие, или в случае смерти епископа, пресвитерский Совет от своего имени управлял церковными делами епархии (с подчинением областному митрополиту) и участвовал в избрании нового епископа. В этот Совет входили только пресвитеры города, бывшего резиденцией епископа; а с образованием и в этих городах особых приходов, Совет составлялся преимущественно из тех пресвитеров, которые состояли при кафедральной Церкви епископа. С течением времени пресвитерские Советы в различных поместных Церквах стали по своему устройству принимать различные виды. Кроме упомянутого учреждения, древняя Церковь имела и другие вспомогательные должности при епархиальных епископах. б) В некоторых церковных областях, или епархиях, при малых городах и селах были (как упоминалось выше) Хорепископы с епископской степенью священства, которые не имели самостоятельной правительственной власти и находились в зависимости от епархиальных епископов, помогая им в управлении. Избрание и назначение их зависело от епархиального епископа (Ант. 10; 1 всел. VIII). Им поручался ближайший надзор за сельскими церквами и служащими при них и за благотворительными церковными учреждениями, назначение для сел низших клириков (причетников), а иногда - пресвитеров и диаконов, по воле местного епископа (Ант. 10; Анкир. 13; VII всел. 14; Васил. В. пр. 89). Существование этой должности, соединенной с епископским саном, было непродолжительно. в) Должность хорепископов, по ее упразднении, была заменена должностью периодевтов (Лаод. 57). Это были особые пресвитеры, которым епископы поручали обозревать церкви и наблюдать за их благосостоянием. г) Хартофилакс заведовал архивом епископии и всеми актами, грамотами, хранил постановления, которыми руководствовалась Церковь в своем управлении. Ему поручались епископом и другие важные дела епарх. управления. д) Церковные правила требовали, чтобы при каждом епархиальном епископе было назначено из числа его клира лицо, хранящее церковное имущество и распоряжающееся им по воле епископа, "дабы домостроительство (хозяйство) церковное не без свидетелей было, дабы не расточалось церковное имущество и дабы не падало нарекания на священство" (IV всел. 26). Это должностное лицо называлось экономом. е) Для ходатайства по церковным делам епархии и для защиты их в светских присутственных местах назначались ученые защитники (законоведы), из числа епархиальных священников, называвшиеся екдиками (Карф. 109).

В русской Церкви

В древней русской Церкви также существовал обычай, по которому архиереи время от времени устраивали у себя освященный Собор, т. -е. собирали свое духовенство для совещания о церковных делах. Постоянными же органами управления епархией были особые должностные лица, составляющие святительский двор, частью из духовенства, большей же частью из архиерейских бояр и разных чиновников. Дела собственно духовные поручались архимандритам и протопопам соборных Церквей. Для управления архиерейскими вотчинами назначались волостели из светских людей. Для церковного суда, надзора за духовенством, для различных сборов с него на архиерея, назначались, также преимущественно из мирских людей, десятинники, ставившиеся над округами из нескольких приходов епархии. Вообще, светский элемент в составе епархиального управления был преобладающим и возбуждал против себя неудовольствие и протесты со стороны духовенства. Стоглавый Собор старался устранить его. Он определил ведать духовенством по делам духовным самим Святителям, или тем, кому они укажут из духовных, а не мирских людей (Однако, постановление Стоглавого Собора об изъятии у десятинников дух. дел и сборов не было приведено в исполнение), за архиерейскими же боярами сохранен суд над духовными только по гражданским и уголовным делам, которые в то время подлежали архиерейскому разбору. Но и в последний суд были введены, для наблюдения за правильностью боярского суда, депутаты как от духовенства, так и от земства (городские старосты, целовальники, земские дьяки). Десятинников было велено назначать из духовных лиц (из настоятелей монастырей). Архиерейские бояре и дьяки должны были назначаться и увольняться по воле Государя. Были учреждены должности поповских старост и их помощников десятских священников; те и другие выбирались ежегодно съездом духовенства по десятинным округам. Псковское духовенство организовалось в соборы (союзы), выбиравшие поповских старост для раскладки и сбора дани новгородскому архиепископу. Старосты эти, по прав. Стогл. Собора, стали повсеместным учреждением. Они должны были вместо десятинников собирать разные повинности с духовенства для архиерея и его двора, и осуществлять надзор за церковным благочинством; вместе с десятинником они составляли духовный суд (первую его инстанцию), под названием десятинничья двора; они же, в качестве депутатов, сидели в суде архиерейских бояр. Со времени учреждения при патриаршем дворе и управлении различных Приказов, подобные же Приказы (духовные, казенные) стали появляться и при епархиальных архиереях и состояли также из духовных и светских лиц. После учреждения Св. Синода эти Приказы мало-помалу преобразовались по образцу коллегиальных учреждений и получили название канцелярий, дикастерий, духовных правлений. В начале XVIII века десятинники стали называться управителями дух. дел. Дух. регламент требовал, чтобы епископы ставили умного и честного житием мужа (архимандрита или игумена) для дел епарх. управления, придав ему в помощь несколько умных человек священнического или монашеского чина. В 1744 году им всем предписано носить название духовных консисторий (название, заимствованное у западной Церкви), и состоять из духовных членов. В 1841 году им был дан устав. Прежние десятинники и поповские старосты с их помощниками также заменились другими должностями. По действующему праву, епархиальные учреждения и должности, содействующие архиерею в управлении, следующие: а) Епископ-викарий. По примеру древних хорепископов, епархиальным архиереям даются иногда епископы-помощники, называемые викариями (vicarus = наместник). Предположения об учреждении этой должности были высказаны еще на Московском Соборе (1667 г.), потом - после учреждения Св. Синода (для архиереев, бывших его членами); но не были осуществлены. По штатам 1764 г. было положено дать викариев архиереям более многолюдных и обширных епархий (Новгородской, Московской и Киевской), с особым содержанием от казны. В прошлом столетии викариатства иногда учреждались временно и в некоторых других епархиях, начальники которых были постоянными членами Синода. Теперь (с 1865 г.) всем архиереям, принимая во внимание обширность русских епархий и многосложность архиерейских обязанностей, дозволено ходатайствовать об учреждении у них викариатства на местные средства их епархий, и они существуют во многих епархиях, а в иных - даже по нескольку. Викарии избираются и назначаются так же, как прочие архиереи, и носят титул епископа одного из уездных городов епархии; но он не дает им права на самостоятельное церковное управление в этом уезде (обычно им дается право ставить в этом уезде причетников или смещать их). Они не имеют определенного законом круга обязанностей; находясь в непосредственной зависимости от епархиального начальника, они исполняют его поручения в делах священнослужения и управления, предварительно рассматривают журналы и протоколы Консистории и утверждают их в отсутствие епарх. архиерея; а в случае его выбывания или смерти, временно управляют епархией по назначению Св. Синода. Примечание. Некоторые из епископов, именуясь викариями других епархий, фактически имеют собственные епархии в своем управлении.

Духовная Консистория

Духовная Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным началом епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской Церкви, именуемом епархией (Уст. Конст. ст. 1). В Грузинском экзархате в епархиях нет Консисторий: при епарх. архиереях там существуют Канцелярии. Она, вместе с епархиальным архиереем, состоит в ведении Св. Синода, от него одного принимает указы и, кроме Синода и епархиального архиерея, никакое другое присутственное место или начальство не может непосредственно входить в ее дела или приостанавливать ее решения и распоряжения во всем том, что принадлежит ведению духовного ведомства (ст. 2). В ряду Государственных учреждений она занимает место равное с губернскими присутственными местами; с ними, и с неподчиненными ей духовными учреждениями она сносится посредством сообщений; а для сношений с высшими присутственными местами, министрами и главноуправляющими, от имени архиерея делаются представления Св. Синоду или отношения к Обер-Прокурору. Всеми подведомственным ей должностными лицам и управлениями она распоряжается с помощью указов. Консистория состоит из Присутствия и канцелярии. Постоянное ее Присутствие составляют определенное штатами число членов; в особых обстоятельствах Св. Синод может учредить еще и временное Присутствие, присоединив к постоянным членам Консистории трех или четырех Присутствующих. В С. Петербургской и Московской епархиях Присутствие Консистории имеет два отделения (экспедиции); каждому из них поручен свой круг дел. Все члены выбираются архиереем из числа лиц пресвитерского сана, монашествующего или белого духовенства, и утверждаются в своей должности Синодом; им же и увольняются, по представлению архиерея. Архиерей может своей властью а) устранить члена Консистории от присутствия по делу, к которому он причастен или от которого он законно отводится подсудимым; б) удалить от присутствия в Консистории члена, привлеченного к ответственности по важному обвинению, до рассмотрения его дела; в) в случае отсутствия некоторых членов (напр., по причине продолжительной болезни)- назначить временно-присутствующего; в последних двух случаях он представляет донесение Св. Синоду. Заседания Консистории происходят пять раз в неделю (кроме субботних и праздничных дней. Присутствия не бывает также в 1-ю и 7-ю нед. (и по пятницам) вел. поста). Канцелярия Консистории (из штатного количества столоначальников и других чиновников) находится под началом секретаря; притом каждый стол вверяется, по распоряжению архиерея, особому наблюдению одного из членов. Секретарь назначается и увольняется Св. Синодом по выбору и предложению Обер-Прокурора; прочие же чиновники - Консисторией, при утверждении архиерея. Значение в Консистории ее секретаря не соответствует значению секретарей в прочих присутственных местах. Находясь под непосредственным началом архиерея, он, вместе с тем, состоит и в непосредственном ведении Обер-Прокурора Св. Синода, как блюстителя за исполнением законных постановлений по дух. ведомству, и обязан исполнять его предписания. Кроме общего надзора за канцелярией и доклада дел Присутствию, Секретарь, в случае разногласия среди членов по какому-либо делу или при принятии даже единогласного решения, но, по мнению Секретаря, не соответствующего обстоятельствам дела и закону, должен объяснить сущность дела и представить законы, на которых должно основываться решение дела. Если же представления секретаря не будут приняты Присутствием, то он отмечает это в журналах и протоколах и подает архиерею рапорт с изложением своих заявлений членам. Он представляет отчеты Обер-Прокурору о ходе дел в Консистории. Таким образом, секретарь объединяет обязанности начальника канцелярского делопроизводства с некоторыми обязанностями Прокурора при епархиальном управлении; через него синодальный Обер-Прокурор наблюдает за исполнением законных постановлений по духовному ведомству. Канцелярское делопроизводство определено согласно общим законам. В Консистории сосредоточиваются все дела епархиального управления и суда (за исключением непосредственного, не подлежащего формальному делопроизводству, архипастырского суда архиерея). По некоторым делам управления она представляет собой как бы канцелярию епархиального архиерея (собирает необходимые сведения, хранит документы и акты, представляет справки, выдает свидетельства, принимает и отсылает по назначению денежные суммы и т.п.); по другим она принимает участие в надзоре и управлении архиерея (напр., приводит в исполнение его распоряжения, принимает донесения от должностных лиц, назначает ревизии, дает свои заключения); главный же предмет ее деятельности есть формальное судопроизводство по делам, отнесенным законом к ведомству епархиального суда. По отношению к власти епархиального архиерея, Консистория не имеет самостоятельности. Всякое ее решение или распоряжение получает законную силу только после утверждения архиерея. Но он имеет право и не утвердить, по своему усмотрению, даже единогласно принятые заключения Консистории. В случае своего несогласия с ней, архиерей предлагает Консистории пересмотреть дело согласно его замечаниям; но и после этого он может не согласиться с ее мнением и вынести собственное решение, которое и должно быть приведено в исполнение; при таких решениях архиерея, мнение Консистории фиксируется только в тех бумагах, которые должны поступить в Св. Синод (напр., при апелляциях), или к Обер-Прокурору. Все члены Консистории имеют равное право голоса; при разногласиях, решение по делу выносится по большинству голосов. Каждый член может остаться при особом мнении, которое и представляет архиерею. Примечание 1. При епарх. архиерее состоит особая канцелярия со штатным секретарем. Примечание 2. В прежнее время (с XVIII, и почти до середины XIX столетия) в уездных городах епархий были Духовные Правления, подчиненные Консистории; они состояли из нескольких (до 3) духовных членов и Канцелярии. В их обязанности входило, главным образом, проводить следствие по поручению епарх. начальства, рассылать его распоряжения и наблюдать за их исполнением, собирать отчеты и документы от церквей для проверки и представления в Консисторию, и т.п. В настоящее время дух. Правления остались только в немногих местностях, а именно: а) в Великом Устюге (Вологодск. еп.); б) в г. Сарапуле (Вятск. еп.). Еще есть дух. Правление вне пределов Российской Империи - в г. Сан-Франциско (Аляскинское), при епископе Алеутском.

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания

При каждой епарх. кафедре существует (с 1823 г.), отдельно от Консистории, как особое учреждение, Попечительство о бедных дух. звания, находящееся в непосредственном ведении местного архиерея. Оно состоит из нескольких (от 3 до 6, смотря по необходимости) Попечителей, избираемых из лиц белого духовенства (а в случае нужды - и из монашествующих). Определяет на эту должность епарх. архиерей, выбирая из кандидатов, представляемых ему Консисторией или самим Попечительством. Сверх того, тем же порядком, из белого духовенства назначаются Сотрудники Попечительства (от 1 до 3 на каждый уезд), для исполнения его поручений. Ведению Попечительства принадлежит: а) оказание вспомоществования и призрения тем бедным из лиц духовного звания (заштатным членам причетов, вдовам и сиротам дух. лиц), которые имеют в этом настоятельную нужду; б) забота о поступлении, увеличении и сбережении материальных средств на это; в) дела по опеке над сиротами дух. лиц, не принадлежащих к потомств. дворянству. Постоянные средства Попечительства составляются: а) из кружечного сбора по приходским церквам; б) из добровольных пожертвований благотворителей по соборным листам; в) из остатков дохода кладбищенских церквей и пожертвований от прочих церквей, от продажи лесных материалов из церковных лесов и др.; г) из штрафных денег с лиц духовного звания; д) из части доходов от незанятых в приходах священно-церковнослужительских мест. Попечительство имеет право открывать, с разрешения архиерея, другие источники доходов. Устав Попечительства в XIII Томе Св. Зак.Епархиальный Училищный СоветВ каждой епархии утверждается Училищный Совет по церковно-приходским школам, который наблюдает за ними и высказывает соображения о мерах, способствующих распространению в народе христианского просвещения (через школы). Члены Совета из духовных и светских лиц назначаются архиереем; местный Директор народных училищ приглашается в Совет на правах члена. Архиерею предоставлено открывать отделения Училищного Совета в уездных городах или в других административных единицах епархии. Земские участковые Начальники состоят Членами этих отделений по делам церковно-приходских школ своих участков.БлагочинныйПо примеру периодевтов древней вселенской Церкви, у нас учреждена при епархиальном управлении должность благочинного, заменившая собой (с середины XVII столетия) прежних, частично десятинников, частично поповских старост. Благочинные бывают двух родов: над монастырями и над епархиальными церквами и их причетами. И те, и другие избираются, по усмотрению архиерея, из кандидатов, представляемых Консисторией, - первые из монастырских настоятелей, вторые - из священников или протоиереев. Надзор за женскими монастырями может быть поручен благочинному мужских монастырей, а если удобно, может быть избрана и назначена смотрительница благочинства из игумений или из старших сестер монастыря, если он один. Они увольняются с должности или подвергаются взысканию не иначе, как по архиерейскому определению. Надзору благочинного над причетом поручается от 10 до 30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ; над монастырями же в епархии ставится один или несколько благочинных, по их (монастырей) числу и расстояниям друг от друга. Права и обязанности благочинных того и другого рода определены особыми инструкциями, изданными Св. Синодом. Обязанности благочинных над церквами сложны; предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. а) Через благочинного епархиальное начальство производит непосредственный и всесторонний надзор за церквами и духовенством округа, с целью сохранения порядка в Церкви и исправности ее служителей на благо христиан и во славу Божию (инстр. 52). Его надзору подлежат состояние церквей и их имущества, благочинство в храмах, ведение церковного хозяйства, исправность церковных документов и их ведения, исполнение причетами их служебных обязанностей, жизнь и поведение всех духовных лиц, не только местных, но и пришлых, и даже поведение членов их семей. Его наблюдение должно распространяться и на религиозно-нравственную жизнь христиан в приходах и исполнение прихожанами его округа христианского долга, на обучение детей в сельских школах; особенно должен он следить за появлением в народе каких-либо суеверий, вымышленных чудес, мнимых святынь и т.п. Всякие замеченные нарушения и уклонения от обязанностей и законов он должен ставить на вид кому следует и, по возможности, исправлять; о более важных беспорядках или происшествиях в церковной жизни немедленно доносить епархиальному начальству. Для исполнения обязанностей надзора, он должен дважды в год посещать порученные ему церкви, составлять акты осмотра каждой церкви и, представляя их, каждый раз рапортовать архиерею о состоянии церквей своего округа. б) Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и церковным причетам. в) Благочинный имеет некоторую власть по отношению к причетам своего округа, напр., он разрешает недоразумения относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и подтверждения служителям Церкви относительно обязанностей их служения и поведения, делать надлежащие указания, касающиеся их должности, и т.п. Наконец, г) благочинному принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам среди духовных лиц, или между ними и прихожанами, которые могут быть завершены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые, по законам, не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещевания, выговоров и т. п. Священника он имеет право штрафовать внушением при причете, а диакона и причетников, кроме того, и поклонами в церкви. Особые права и преимущества благочинного: он властен, на время своего отсутствия по делам своей должности, поручать исполнение своих обязанностей по приходу кому-либо из священников своего округа. В Присутствии Консистории он имеет свое постоянное место, когда находится там для исполнения своих должностных обязанностей. Благочинному над монастырями инструкция предписывает не столь широкий круг обязанностей и власти, ввиду особой организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Его должность ограничивается только надзором за монастырскими порядками во всех отношениях, правом давать надлежащие советы, наставления, увещевания, требовать объяснений и доносить архиерею о недостатках и всяких чрезвычайных случаях в монастырях.Приходы