Лекции по церковному праву

Архиерейство есть высшая степень священства, совмещающая в себе все прочие степени; оно есть также источник священства, которое передается другим через архиерея, отчего он и называется святителем. Поэтому архиерей имеет власть совершать все священнодействия во всех местностях своей епархии. Исключительно ему принадлежит власть посвящать в другие степени священства и на церковно-служительские должности (апост. 2), освящать престолы в храмах или, по крайней мере, антиминсы. Освящение мира также принадлежит архиерейской власти (Карф. 6); но у нас в России совершать это предоставлено только архиереям старейших митрополий, бывших прежде центрами церковно-правительственной власти, а именно Москвы и Киева (в Московском, Успенском и Киево-Софийском соборах). Архиерей есть главный блюститель установленного порядка церковного богослужения и его благочинства в своей епархии. Он разрешает всякие случаи недоумения, касающиеся богослужения, и имеет право, в связи с какими-либо особыми обстоятельствами (напр., во время общественных бедствий), устраивать в своей епархии общественные молебны, крестные ходы (которые не могут совершаться без его благословения), налагать на свою паству пост и т.д. (Указ 1740 г. 17 марта). При совершении им священнослужения, ему предоставлены некоторые внешние преимущества, которые указаны в богослужебном уставе.

По отношению к духовному суду

Архиерей имеет преимущественную власть судить всех лиц его паствы в религиозно-нравственных делах, налагать на согрешающих, для их исправления, тайные и явные духовные наказания (епитимьи). Как архипастырь, он имеет право изменить или отменить частный духовный суд (епитимью) подчиненных ему пастырей. По каноническим постановлениям, епископ имеет власть подвергать виновных отлучению от Церкви; но по действующему праву это предоставлено только власти Св. Синода. Особому суду архиерея подлежат служители Церкви его епархии. Он судит их как за проступки и преступления, связанные с их должностью и за недостойное их звания поведение, так и за такие проступки, совершенные нечаянно или по неведению, которые требуют исправления и очищения священно-служительской совести иерархическим действием архиерея (Уст. Конс. 153-155). Он имеет власть не только налагать на виновных служителей Церкви указанные в законе епитимьи и штрафы, но и смещать их с должности, временно запрещать священнослужение, и вовсе лишать их, по суду, церковных степеней. Архиерею предоставлено право разбирать и взаимные споры между духовными лицами, возникающие из-за пользования церковной собственностью и церковными доходами. Архиерейскому суду подлежат также все дела о разрешении на венчание при бракосочетаниях, в указанных законом случаях, о признании браков недействительными и об их расторжении, об удостоверении действительности события браков и рождений от законных браков (Уст. Конст. 148). Чтобы успешнее исполнять свою обязанность наблюдения за епархиальными учреждениями и за отправлением духовенством своих обязанностей, архиерей должен объезжать свою епархию (Карф. 63) не реже одного раза в два или три года, и иметь право лично обозревать подведомственные ему церковные учреждения или назначать их ревизию. Получив от высшей власти епархию, архиерей не может отказываться от нее и оставлять ее по своей воле (Апост. 36, Ант. 17), если только к этому не побуждает его болезнь или другие уважительные причины, представленные суду высшей власти. Обязанный проявлять неустанное попечение о вверенном ему стаде Христовом, епархиальный архиерей не должен по своей воле отлучаться из епархии на продолжительное время. Каноны предписывают, чтобы епископ не пребывал вне своей епархии более трех недель (Сард. 11, 12), если только на то не будет разрешения высшей власти. Самовольная отлучка, продолжающаяся боле полугода без весьма уважительных причин, подвергала епископа лишению архиерейского достоинства (Двукр. 16). По русским законам, архиерей может отлучаться из своей епархии, без особого разрешения, на срок до 14-ти дней, донося об этом Св. Синоду, с объяснением причин отлучки; отпуска на больший срок он должен испрашивать у Св. Синода. Архиерею запрещено канонами оставлять главное место своей кафедры, перенося его в какую-либо другую церковь его епархии (Карф. 82).

Отношение епархиальных архиереев между собой и к высшей власти

В русской Церкви епархиальный начальник, согласно канонам, ограничен в своей власти пределами своей епархии. Управляя своими епархиями с равной степенью власти, все епарх. архиереи независимы друг от друга. Сан митрополита и архиепископа дает лишь преимущество чести, но не власти над другими архиереями. В прежнее время, по штатам 1754 г., епархии в России делились на три вида: первоклассные (митрополии), второклассные (архиепископства) и третьеклассные (епископства); такое разделение соответствовало историческому значению областей. Сообразно с этим, и архиереи получали преимущества чести и титула. Теперь разделения епархий на классы не существует (отменено штатами 1867 г. 27 дек). и все они считаются равными, кроме трех митрополий (С.-Петербургской, Киевской и Московской) и Грузинского Экзархатства. Сан митрополита теперь всегда присваивается архиереям означенных митрополий; сан же архиепископа (а иногда и митрополита) жалуется архиереям других городов в награду за службу, как почетное отличие; архиереи не имеющие этих отличий именуются епископами. Примечание. Митрополитам и архиепископам дается титул Высокопреосвященства, а епископам - Преосвященства. Патриархи имели, равно как и Св. Синод имеет, титул Святейшества. Общая для всех епархиальных архиереев в России высшая церковная власть есть Св. Синод, которому каждый из них в равной степени, по словам духовного регламента, "яко верховной власти подчинен есть, указов его слушать, суду подлежать и определением довольствоваться должен есть". Св. Синоду епархиальные начальники обязаны давать отчет в своем управлении и доносить ему о состоянии дел в их епархиях. Как назначение архиерея, так и перевод его из одной епархии в другую, равно как и увольнение его от должности (на покой) зависит от власти Св. Синода и Высочайшего утверждения. Примечание. Уволенному на покой архиерею назначается для жительства и содержания, а иногда и управления, какой-либо из монастырей.

Учреждения и должностные лица при епархиальном архиерее

В русской Церкви епархиальный начальник, согласно канонам, ограничен в своей власти пределами своей епархии. Управляя своими епархиями с равной степенью власти, все епарх. архиереи независимы друг от друга. Сан митрополита и архиепископа дает лишь преимущество чести, но не власти над другими архиереями. В прежнее время, по штатам 1754 г., епархии в России делились на три вида: первоклассные (митрополии), второклассные (архиепископства) и третьеклассные (епископства); такое разделение соответствовало историческому значению областей. Сообразно с этим, и архиереи получали преимущества чести и титула. Теперь разделения епархий на классы не существует (отменено штатами 1867 г. 27 дек). и все они считаются равными, кроме трех митрополий (С.-Петербургской, Киевской и Московской) и Грузинского Экзархатства. Сан митрополита теперь всегда присваивается архиереям означенных митрополий; сан же архиепископа (а иногда и митрополита) жалуется архиереям других городов в награду за службу, как почетное отличие; архиереи не имеющие этих отличий именуются епископами. Примечание. Митрополитам и архиепископам дается титул Высокопреосвященства, а епископам - Преосвященства. Патриархи имели, равно как и Св. Синод имеет, титул Святейшества. Общая для всех епархиальных архиереев в России высшая церковная власть есть Св. Синод, которому каждый из них в равной степени, по словам духовного регламента, "яко верховной власти подчинен есть, указов его слушать, суду подлежать и определением довольствоваться должен есть". Св. Синоду епархиальные начальники обязаны давать отчет в своем управлении и доносить ему о состоянии дел в их епархиях. Как назначение архиерея, так и перевод его из одной епархии в другую, равно как и увольнение его от должности (на покой) зависит от власти Св. Синода и Высочайшего утверждения. Примечание. Уволенному на покой архиерею назначается для жительства и содержания, а иногда и управления, какой-либо из монастырей.

В древней Церквиа) Совет пресвитеров. В первые века христианства, как показывают многочисленные исторические свидетельства, при епископе состоял Совет пресвитеров, содействовавший ему в управлении. Древние Отцы Церкви называли его епископским Советом, апостольским Сенатом, священным Синедрионом, Собором и т.п. С его участием епископ принимал желающих поступить в клир, избирал и ставил пресвитеров и диаконов, производил церковный суд как над мирянами, так и над служителями Церкви, распоряжался церковным имуществом, и пр., вообще, без совета и согласия своих пресвитеров епископ не предпринимал ничего важного в делах, относящихся к вверенной ему Церкви. В отсутствие, или в случае смерти епископа, пресвитерский Совет от своего имени управлял церковными делами епархии (с подчинением областному митрополиту) и участвовал в избрании нового епископа. В этот Совет входили только пресвитеры города, бывшего резиденцией епископа; а с образованием и в этих городах особых приходов, Совет составлялся преимущественно из тех пресвитеров, которые состояли при кафедральной Церкви епископа. С течением времени пресвитерские Советы в различных поместных Церквах стали по своему устройству принимать различные виды. Кроме упомянутого учреждения, древняя Церковь имела и другие вспомогательные должности при епархиальных епископах. б) В некоторых церковных областях, или епархиях, при малых городах и селах были (как упоминалось выше) Хорепископы с епископской степенью священства, которые не имели самостоятельной правительственной власти и находились в зависимости от епархиальных епископов, помогая им в управлении. Избрание и назначение их зависело от епархиального епископа (Ант. 10; 1 всел. VIII). Им поручался ближайший надзор за сельскими церквами и служащими при них и за благотворительными церковными учреждениями, назначение для сел низших клириков (причетников), а иногда - пресвитеров и диаконов, по воле местного епископа (Ант. 10; Анкир. 13; VII всел. 14; Васил. В. пр. 89). Существование этой должности, соединенной с епископским саном, было непродолжительно. в) Должность хорепископов, по ее упразднении, была заменена должностью периодевтов (Лаод. 57). Это были особые пресвитеры, которым епископы поручали обозревать церкви и наблюдать за их благосостоянием. г) Хартофилакс заведовал архивом епископии и всеми актами, грамотами, хранил постановления, которыми руководствовалась Церковь в своем управлении. Ему поручались епископом и другие важные дела епарх. управления. д) Церковные правила требовали, чтобы при каждом епархиальном епископе было назначено из числа его клира лицо, хранящее церковное имущество и распоряжающееся им по воле епископа, "дабы домостроительство (хозяйство) церковное не без свидетелей было, дабы не расточалось церковное имущество и дабы не падало нарекания на священство" (IV всел. 26). Это должностное лицо называлось экономом. е) Для ходатайства по церковным делам епархии и для защиты их в светских присутственных местах назначались ученые защитники (законоведы), из числа епархиальных священников, называвшиеся екдиками (Карф. 109).В русской ЦерквиВ древней русской Церкви также существовал обычай, по которому архиереи время от времени устраивали у себя освященный Собор, т. -е. собирали свое духовенство для совещания о церковных делах. Постоянными же органами управления епархией были особые должностные лица, составляющие святительский двор, частью из духовенства, большей же частью из архиерейских бояр и разных чиновников. Дела собственно духовные поручались архимандритам и протопопам соборных Церквей. Для управления архиерейскими вотчинами назначались волостели из светских людей. Для церковного суда, надзора за духовенством, для различных сборов с него на архиерея, назначались, также преимущественно из мирских людей, десятинники, ставившиеся над округами из нескольких приходов епархии. Вообще, светский элемент в составе епархиального управления был преобладающим и возбуждал против себя неудовольствие и протесты со стороны духовенства. Стоглавый Собор старался устранить его. Он определил ведать духовенством по делам духовным самим Святителям, или тем, кому они укажут из духовных, а не мирских людей (Однако, постановление Стоглавого Собора об изъятии у десятинников дух. дел и сборов не было приведено в исполнение), за архиерейскими же боярами сохранен суд над духовными только по гражданским и уголовным делам, которые в то время подлежали архиерейскому разбору. Но и в последний суд были введены, для наблюдения за правильностью боярского суда, депутаты как от духовенства, так и от земства (городские старосты, целовальники, земские дьяки). Десятинников было велено назначать из духовных лиц (из настоятелей монастырей). Архиерейские бояре и дьяки должны были назначаться и увольняться по воле Государя. Были учреждены должности поповских старост и их помощников десятских священников; те и другие выбирались ежегодно съездом духовенства по десятинным округам. Псковское духовенство организовалось в соборы (союзы), выбиравшие поповских старост для раскладки и сбора дани новгородскому архиепископу. Старосты эти, по прав. Стогл. Собора, стали повсеместным учреждением. Они должны были вместо десятинников собирать разные повинности с духовенства для архиерея и его двора, и осуществлять надзор за церковным благочинством; вместе с десятинником они составляли духовный суд (первую его инстанцию), под названием десятинничья двора; они же, в качестве депутатов, сидели в суде архиерейских бояр. Со времени учреждения при патриаршем дворе и управлении различных Приказов, подобные же Приказы (духовные, казенные) стали появляться и при епархиальных архиереях и состояли также из духовных и светских лиц. После учреждения Св. Синода эти Приказы мало-помалу преобразовались по образцу коллегиальных учреждений и получили название канцелярий, дикастерий, духовных правлений. В начале XVIII века десятинники стали называться управителями дух. дел. Дух. регламент требовал, чтобы епископы ставили умного и честного житием мужа (архимандрита или игумена) для дел епарх. управления, придав ему в помощь несколько умных человек священнического или монашеского чина. В 1744 году им всем предписано носить название духовных консисторий (название, заимствованное у западной Церкви), и состоять из духовных членов. В 1841 году им был дан устав. Прежние десятинники и поповские старосты с их помощниками также заменились другими должностями. По действующему праву, епархиальные учреждения и должности, содействующие архиерею в управлении, следующие: а) Епископ-викарий. По примеру древних хорепископов, епархиальным архиереям даются иногда епископы-помощники, называемые викариями (vicarus = наместник). Предположения об учреждении этой должности были высказаны еще на Московском Соборе (1667 г.), потом - после учреждения Св. Синода (для архиереев, бывших его членами); но не были осуществлены. По штатам 1764 г. было положено дать викариев архиереям более многолюдных и обширных епархий (Новгородской, Московской и Киевской), с особым содержанием от казны. В прошлом столетии викариатства иногда учреждались временно и в некоторых других епархиях, начальники которых были постоянными членами Синода. Теперь (с 1865 г.) всем архиереям, принимая во внимание обширность русских епархий и многосложность архиерейских обязанностей, дозволено ходатайствовать об учреждении у них викариатства на местные средства их епархий, и они существуют во многих епархиях, а в иных - даже по нескольку. Викарии избираются и назначаются так же, как прочие архиереи, и носят титул епископа одного из уездных городов епархии; но он не дает им права на самостоятельное церковное управление в этом уезде (обычно им дается право ставить в этом уезде причетников или смещать их). Они не имеют определенного законом круга обязанностей; находясь в непосредственной зависимости от епархиального начальника, они исполняют его поручения в делах священнослужения и управления, предварительно рассматривают журналы и протоколы Консистории и утверждают их в отсутствие епарх. архиерея; а в случае его выбывания или смерти, временно управляют епархией по назначению Св. Синода. Примечание. Некоторые из епископов, именуясь викариями других епархий, фактически имеют собственные епархии в своем управлении.Духовная КонсисторияДуховная Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным началом епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской Церкви, именуемом епархией (Уст. Конст. ст. 1). В Грузинском экзархате в епархиях нет Консисторий: при епарх. архиереях там существуют Канцелярии. Она, вместе с епархиальным архиереем, состоит в ведении Св. Синода, от него одного принимает указы и, кроме Синода и епархиального архиерея, никакое другое присутственное место или начальство не может непосредственно входить в ее дела или приостанавливать ее решения и распоряжения во всем том, что принадлежит ведению духовного ведомства (ст. 2). В ряду Государственных учреждений она занимает место равное с губернскими присутственными местами; с ними, и с неподчиненными ей духовными учреждениями она сносится посредством сообщений; а для сношений с высшими присутственными местами, министрами и главноуправляющими, от имени архиерея делаются представления Св. Синоду или отношения к Обер-Прокурору. Всеми подведомственным ей должностными лицам и управлениями она распоряжается с помощью указов. Консистория состоит из Присутствия и канцелярии. Постоянное ее Присутствие составляют определенное штатами число членов; в особых обстоятельствах Св. Синод может учредить еще и временное Присутствие, присоединив к постоянным членам Консистории трех или четырех Присутствующих. В С. Петербургской и Московской епархиях Присутствие Консистории имеет два отделения (экспедиции); каждому из них поручен свой круг дел. Все члены выбираются архиереем из числа лиц пресвитерского сана, монашествующего или белого духовенства, и утверждаются в своей должности Синодом; им же и увольняются, по представлению архиерея. Архиерей может своей властью а) устранить члена Консистории от присутствия по делу, к которому он причастен или от которого он законно отводится подсудимым; б) удалить от присутствия в Консистории члена, привлеченного к ответственности по важному обвинению, до рассмотрения его дела; в) в случае отсутствия некоторых членов (напр., по причине продолжительной болезни)- назначить временно-присутствующего; в последних двух случаях он представляет донесение Св. Синоду. Заседания Консистории происходят пять раз в неделю (кроме субботних и праздничных дней. Присутствия не бывает также в 1-ю и 7-ю нед. (и по пятницам) вел. поста). Канцелярия Консистории (из штатного количества столоначальников и других чиновников) находится под началом секретаря; притом каждый стол вверяется, по распоряжению архиерея, особому наблюдению одного из членов. Секретарь назначается и увольняется Св. Синодом по выбору и предложению Обер-Прокурора; прочие же чиновники - Консисторией, при утверждении архиерея. Значение в Консистории ее секретаря не соответствует значению секретарей в прочих присутственных местах. Находясь под непосредственным началом архиерея, он, вместе с тем, состоит и в непосредственном ведении Обер-Прокурора Св. Синода, как блюстителя за исполнением законных постановлений по дух. ведомству, и обязан исполнять его предписания. Кроме общего надзора за канцелярией и доклада дел Присутствию, Секретарь, в случае разногласия среди членов по какому-либо делу или при принятии даже единогласного решения, но, по мнению Секретаря, не соответствующего обстоятельствам дела и закону, должен объяснить сущность дела и представить законы, на которых должно основываться решение дела. Если же представления секретаря не будут приняты Присутствием, то он отмечает это в журналах и протоколах и подает архиерею рапорт с изложением своих заявлений членам. Он представляет отчеты Обер-Прокурору о ходе дел в Консистории. Таким образом, секретарь объединяет обязанности начальника канцелярского делопроизводства с некоторыми обязанностями Прокурора при епархиальном управлении; через него синодальный Обер-Прокурор наблюдает за исполнением законных постановлений по духовному ведомству. Канцелярское делопроизводство определено согласно общим законам. В Консистории сосредоточиваются все дела епархиального управления и суда (за исключением непосредственного, не подлежащего формальному делопроизводству, архипастырского суда архиерея). По некоторым делам управления она представляет собой как бы канцелярию епархиального архиерея (собирает необходимые сведения, хранит документы и акты, представляет справки, выдает свидетельства, принимает и отсылает по назначению денежные суммы и т.п.); по другим она принимает участие в надзоре и управлении архиерея (напр., приводит в исполнение его распоряжения, принимает донесения от должностных лиц, назначает ревизии, дает свои заключения); главный же предмет ее деятельности есть формальное судопроизводство по делам, отнесенным законом к ведомству епархиального суда. По отношению к власти епархиального архиерея, Консистория не имеет самостоятельности. Всякое ее решение или распоряжение получает законную силу только после утверждения архиерея. Но он имеет право и не утвердить, по своему усмотрению, даже единогласно принятые заключения Консистории. В случае своего несогласия с ней, архиерей предлагает Консистории пересмотреть дело согласно его замечаниям; но и после этого он может не согласиться с ее мнением и вынести собственное решение, которое и должно быть приведено в исполнение; при таких решениях архиерея, мнение Консистории фиксируется только в тех бумагах, которые должны поступить в Св. Синод (напр., при апелляциях), или к Обер-Прокурору. Все члены Консистории имеют равное право голоса; при разногласиях, решение по делу выносится по большинству голосов. Каждый член может остаться при особом мнении, которое и представляет архиерею. Примечание 1. При епарх. архиерее состоит особая канцелярия со штатным секретарем. Примечание 2. В прежнее время (с XVIII, и почти до середины XIX столетия) в уездных городах епархий были Духовные Правления, подчиненные Консистории; они состояли из нескольких (до 3) духовных членов и Канцелярии. В их обязанности входило, главным образом, проводить следствие по поручению епарх. начальства, рассылать его распоряжения и наблюдать за их исполнением, собирать отчеты и документы от церквей для проверки и представления в Консисторию, и т.п. В настоящее время дух. Правления остались только в немногих местностях, а именно: а) в Великом Устюге (Вологодск. еп.); б) в г. Сарапуле (Вятск. еп.). Еще есть дух. Правление вне пределов Российской Империи - в г. Сан-Франциско (Аляскинское), при епископе Алеутском.Епархиальное попечительство о бедных духовного звания