Лекции по церковному праву

Исторический обзор управления в русской Церкви. Со времени введения христианства в России, русская Церковь являлась особым округом митрополита, принадлежавшим к константинопольскому патриархату. Во главе ее управления стоял Киевский митрополит, подчиненный цареградскому патриарху. Митрополиты присылались в Россию из Царьграда от патриарха, из числа греков; если же случалось (особенно с XIII века), что кандидаты на русскую митрополию избирались Собором из русских святителей и волею Великого Князя, то избранные ездили к патриарху за утверждением и посвящением. В период зависимости русской Церкви от греческой история представляет два случая независимого от патриарха назначения митрополитов. При Великом Князе Ярославе (1051), после войны с греками, Бог "князю вложи в сердце" поставить митрополита из русских, Собором русских же святителей, и поставлен был Илларион, который, впрочем, испросил себе благословение патриарха. Потом, по случаю церковных смут в Византии и недовольства в России митрополитом Михаилом II-м, Собором русских епископов был поставлен митрополитом Климент Смолятич, при Изяславе Мстиславиче (1147 г.). Последний случай был причиной многих пререканий и церковной смуты в России. Впрочем, зависимость русского митрополита от патриарха почти только этими и ограничивалась, да еще отправлением патриарху особой дани; вследствие независимости России и ее отдаленности от Византии, русская Церковь была свободна от вмешательства патриарха в ее внутренние дела. Со времени покорения России монголами митрополиты должны были являться к ханам за утверждением в своем сане. После разорения Киева татарами, кафедра митрополитов была перенесена сперва во Владимир, - город Великого Князя (в 1299 г. при митрополите Максиме), а затем, при св. Петре, в Москву (1325 г.), хотя митрополиты сохраняли свой прежний титул Киевского и всея России. Это переселение митрополитов в Москву, сильно содействовавшее ее возвышению и объединению раздробленной России, возбудило недовольство в Польше и Литве, овладевших землями юго-западной России, и привело к разделению одной русской митрополии на две. По настоянию польских королей (Казимира) и литовских князей (Ольгерда и особенно - Витовта) в XIV-м и XV-м веках, патриархи временно ставили в юго-западных русских областях особых митрополитов, так что на Руси появлялись в одно и то же время по два и даже по три митрополита, отчего в русской Церкви происходила великая смута. Однако, не желая окончательного разделения в управлении русской Церкви, патриархи все-таки старались, после такой своей временной уступки, снова объединить ее под властью одного митрополита (Московского). Наконец, в 1458 году литовским князьям удалось окончательно отделить свои русские владения от московской митрополии и утвердить в них особого Киевского митрополита, который также находился в зависимости от цареградского патриарха, до времени подчинения киевской митрополии всероссийскому патриарху в 1689 году (после присоединения Малороссии к России). Между тем, примерно в то же время московская митрополия стала автокефальной, независимой от цареградского патриарха. По причине затруднений в сношениях с Константинополем, осажденным турками, неблагоприятных слухов о верности патриархов православию (после Флорентийской унии), Собором русских иерархов 1448 г. был избран и поставлен в митрополиты, без сношения с патриархом, св. Иона. Также ставились и все последующие русские митрополиты. Таким образом, русская Церковь, не разрывая союза с греческой, сделалась вполне самостоятельной; на такое ее положение были вынуждены согласиться и восточные патриархи; русский митрополит был ими поставлен, в иерархическом порядке, первым после иерусалимского патриарха. В конце XVI-го века русская митрополия возвышается до степени патриаршества, по совету царя Федора Иоанновича с духовенством и боярами, и по соборному согласию на это восточных патриархов. Первым русским патриархом был Иов (бывший до этого всероссийским митрополитом), поставленный цареградским патриархом Иеремией в Москве в 1589-м г. Для приличествующего возвеличения нового патриаршего престола, из прежних епископских епархий были утверждены 4 митрополии и 6 архиепископских кафедр; открыто было также несколько новых епархий. Кроме преимущества чести, новое патриаршеское достоинство не прибавило русскому первосвятителю новой власти и особых прав по управлению русской Церковью, сравнительно с властью и правами прежнего достоинства митрополита. Также и вновь учрежденные в патриаршеском округе митрополиты пользовались только этим почетным титулом, не отличаясь степенью власти от прочих епархиальных архиереев. (Всех русских патриархов было 10: Иов, Гермоген, Филарет, Иосаф, I. Иосиф, Никон, Иосиф II, Питирим, Иоаким, Адриан). По смерти патриарха Адриана (1700г.), император Петр Великий, уже задумавший преобразование церковного управления в соответствии с государственным, не созвал Собора для избрания нового патриарха, а поручил исполнение патриаршей должности (местоблюстительство) рязанскому митрополиту Стефану Яворскому; а в 1718 г., когда в империи были учреждены, вместо прежних приказов, коллегии, вышел указ учредить и Духовную Коллегию. В 1720 году был готов устав для предполагаемого учреждения (духовный регламент), и 14 февраля 1721 года последовало торжественное открытие Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Правительствующий Синод. О такой перемене в управлении русской Церковью Петр Великий известил своей грамотой восточных патриархов, которые в ответных грамотах (1723 г.) узаконили, утвердили Св. Синод и признали его своим братом во Христе, имеющим равную с каждым из них власть и степень в церковной иерархии. Таким образом, св. Синод приобрел полное каноническое значение во вселенской Церкви. Причины, побудившие Петра Великого преобразовать единоличное управление в коллегиальное, были высказаны в духовном регламенте. "Соборное правление, - говорится там, - совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яково есть наше российское", потому что: а) надежнее узнать истину и правду многим лицам, нежели одному; б) решение Собора может быть более беспристрастно и более свободно от влияния сильных лиц, чем решение одного лица ("свободный дух в себе имеет к правосудию и не обретается в нем места к пристрастию, коварству, лихоимному суду"); в)соборное решение получает большую авторитетность и нравственно-обязательную силу, чем приговор одного лица; г) при соборном управлении дело идет безостановочно ("непресекомым течением"), между тем, как занятия одного лица могут прерываться его болезнью и смертью. Притом д) коллегиальное духовное управление не представляет возможности кому - либо из духовных правителей стать, в глазах народа, как бы неким вторым монархом, равным Государю, и, следовательно, не дает места опасному для государства самовластию подобного церковного правителя. "Велико и сие, что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, как разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый помышляет, что таковый Правитель есть то второй Государь, равносильный Самодержцу, или и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство, и се сам собою народ умствовати обвыкл. Что же егда еще и плевельные властолюбивых духовных разговоры приложатся и сухому хврастию огонь подложат? И когда услышится некая между оными распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно, согласуют и льстят себе, что они по самом Боге поборствуют". В подтверждение этого указано на византийскую историю и на Папское властолюбие. "Да не вспомянутся подобные и у нас бывшие замахи". Президент же Коллегии не имеет сам по себе никакой славы, удивляющей народ, не имеет и особенной власти и, в случае суда над ним, "аще бы в чем и знатно погрешил", не нужно созывать Собора и обращаться на сторону, потому что он подлежит суду той же Коллегии (Дух. Реглам.). "А когда еще видит народ, что соборное сие правительство монаршим и сенатским приговором установлено есть, то и паче пребудет в кротости своей и весьма отложит надежду иметь помощь к бунтам своим от чина духовного". Наконец - е) соборное правительство представляет из себя как бы школу духовного правления, из которой могут избираться достойные церковные правители, т.е. епархиальные архиереи.

Св. Синод

Исторический обзор управления в русской Церкви. Со времени введения христианства в России, русская Церковь являлась особым округом митрополита, принадлежавшим к константинопольскому патриархату. Во главе ее управления стоял Киевский митрополит, подчиненный цареградскому патриарху. Митрополиты присылались в Россию из Царьграда от патриарха, из числа греков; если же случалось (особенно с XIII века), что кандидаты на русскую митрополию избирались Собором из русских святителей и волею Великого Князя, то избранные ездили к патриарху за утверждением и посвящением. В период зависимости русской Церкви от греческой история представляет два случая независимого от патриарха назначения митрополитов. При Великом Князе Ярославе (1051), после войны с греками, Бог "князю вложи в сердце" поставить митрополита из русских, Собором русских же святителей, и поставлен был Илларион, который, впрочем, испросил себе благословение патриарха. Потом, по случаю церковных смут в Византии и недовольства в России митрополитом Михаилом II-м, Собором русских епископов был поставлен митрополитом Климент Смолятич, при Изяславе Мстиславиче (1147 г.). Последний случай был причиной многих пререканий и церковной смуты в России. Впрочем, зависимость русского митрополита от патриарха почти только этими и ограничивалась, да еще отправлением патриарху особой дани; вследствие независимости России и ее отдаленности от Византии, русская Церковь была свободна от вмешательства патриарха в ее внутренние дела. Со времени покорения России монголами митрополиты должны были являться к ханам за утверждением в своем сане. После разорения Киева татарами, кафедра митрополитов была перенесена сперва во Владимир, - город Великого Князя (в 1299 г. при митрополите Максиме), а затем, при св. Петре, в Москву (1325 г.), хотя митрополиты сохраняли свой прежний титул Киевского и всея России. Это переселение митрополитов в Москву, сильно содействовавшее ее возвышению и объединению раздробленной России, возбудило недовольство в Польше и Литве, овладевших землями юго-западной России, и привело к разделению одной русской митрополии на две. По настоянию польских королей (Казимира) и литовских князей (Ольгерда и особенно - Витовта) в XIV-м и XV-м веках, патриархи временно ставили в юго-западных русских областях особых митрополитов, так что на Руси появлялись в одно и то же время по два и даже по три митрополита, отчего в русской Церкви происходила великая смута. Однако, не желая окончательного разделения в управлении русской Церкви, патриархи все-таки старались, после такой своей временной уступки, снова объединить ее под властью одного митрополита (Московского). Наконец, в 1458 году литовским князьям удалось окончательно отделить свои русские владения от московской митрополии и утвердить в них особого Киевского митрополита, который также находился в зависимости от цареградского патриарха, до времени подчинения киевской митрополии всероссийскому патриарху в 1689 году (после присоединения Малороссии к России). Между тем, примерно в то же время московская митрополия стала автокефальной, независимой от цареградского патриарха. По причине затруднений в сношениях с Константинополем, осажденным турками, неблагоприятных слухов о верности патриархов православию (после Флорентийской унии), Собором русских иерархов 1448 г. был избран и поставлен в митрополиты, без сношения с патриархом, св. Иона. Также ставились и все последующие русские митрополиты. Таким образом, русская Церковь, не разрывая союза с греческой, сделалась вполне самостоятельной; на такое ее положение были вынуждены согласиться и восточные патриархи; русский митрополит был ими поставлен, в иерархическом порядке, первым после иерусалимского патриарха. В конце XVI-го века русская митрополия возвышается до степени патриаршества, по совету царя Федора Иоанновича с духовенством и боярами, и по соборному согласию на это восточных патриархов. Первым русским патриархом был Иов (бывший до этого всероссийским митрополитом), поставленный цареградским патриархом Иеремией в Москве в 1589-м г. Для приличествующего возвеличения нового патриаршего престола, из прежних епископских епархий были утверждены 4 митрополии и 6 архиепископских кафедр; открыто было также несколько новых епархий. Кроме преимущества чести, новое патриаршеское достоинство не прибавило русскому первосвятителю новой власти и особых прав по управлению русской Церковью, сравнительно с властью и правами прежнего достоинства митрополита. Также и вновь учрежденные в патриаршеском округе митрополиты пользовались только этим почетным титулом, не отличаясь степенью власти от прочих епархиальных архиереев. (Всех русских патриархов было 10: Иов, Гермоген, Филарет, Иосаф, I. Иосиф, Никон, Иосиф II, Питирим, Иоаким, Адриан). По смерти патриарха Адриана (1700г.), император Петр Великий, уже задумавший преобразование церковного управления в соответствии с государственным, не созвал Собора для избрания нового патриарха, а поручил исполнение патриаршей должности (местоблюстительство) рязанскому митрополиту Стефану Яворскому; а в 1718 г., когда в империи были учреждены, вместо прежних приказов, коллегии, вышел указ учредить и Духовную Коллегию. В 1720 году был готов устав для предполагаемого учреждения (духовный регламент), и 14 февраля 1721 года последовало торжественное открытие Духовной Коллегии, которая вскоре была переименована в Святейший Правительствующий Синод. О такой перемене в управлении русской Церковью Петр Великий известил своей грамотой восточных патриархов, которые в ответных грамотах (1723 г.) узаконили, утвердили Св. Синод и признали его своим братом во Христе, имеющим равную с каждым из них власть и степень в церковной иерархии. Таким образом, св. Синод приобрел полное каноническое значение во вселенской Церкви. Причины, побудившие Петра Великого преобразовать единоличное управление в коллегиальное, были высказаны в духовном регламенте. "Соборное правление, - говорится там, - совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яково есть наше российское", потому что: а) надежнее узнать истину и правду многим лицам, нежели одному; б) решение Собора может быть более беспристрастно и более свободно от влияния сильных лиц, чем решение одного лица ("свободный дух в себе имеет к правосудию и не обретается в нем места к пристрастию, коварству, лихоимному суду"); в)соборное решение получает большую авторитетность и нравственно-обязательную силу, чем приговор одного лица; г) при соборном управлении дело идет безостановочно ("непресекомым течением"), между тем, как занятия одного лица могут прерываться его болезнью и смертью. Притом д) коллегиальное духовное управление не представляет возможности кому - либо из духовных правителей стать, в глазах народа, как бы неким вторым монархом, равным Государю, и, следовательно, не дает места опасному для государства самовластию подобного церковного правителя. "Велико и сие, что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, как разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый помышляет, что таковый Правитель есть то второй Государь, равносильный Самодержцу, или и больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство, и се сам собою народ умствовати обвыкл. Что же егда еще и плевельные властолюбивых духовных разговоры приложатся и сухому хврастию огонь подложат? И когда услышится некая между оными распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно, согласуют и льстят себе, что они по самом Боге поборствуют". В подтверждение этого указано на византийскую историю и на Папское властолюбие. "Да не вспомянутся подобные и у нас бывшие замахи". Президент же Коллегии не имеет сам по себе никакой славы, удивляющей народ, не имеет и особенной власти и, в случае суда над ним, "аще бы в чем и знатно погрешил", не нужно созывать Собора и обращаться на сторону, потому что он подлежит суду той же Коллегии (Дух. Реглам.). "А когда еще видит народ, что соборное сие правительство монаршим и сенатским приговором установлено есть, то и паче пребудет в кротости своей и весьма отложит надежду иметь помощь к бунтам своим от чина духовного". Наконец - е) соборное правительство представляет из себя как бы школу духовного правления, из которой могут избираться достойные церковные правители, т.е. епархиальные архиереи.

Состав Св. Синода

Первоначально, по духовному регламенту, Св. Синод состоял из 11 членов: из президента, двух вице-президентов, 4-х советников и 4-х асессоров. Первым президентом был Стефан Яворский. В числе его членов были архиереи, настоятели монастырей, и из белого духовенства - протоиереи. Для большей свободы голоса всех членов Синода, положено было, чтобы настоятели монастырей и протоиереи не назначались в члены Синода в одно время с их архиереями ("чтобы из двух персон не составилась одна персона"). С 1726 года президент стал называться первенствующим членом, а прочие членами Св. Синода и просто присутствующими. В последующее время состав Св. Синода изменялся как по числу членов, так и по их сану. В 1726 году было указано иметь шесть членов Св. Синода и только из архиереев; а по штату 1764 г. было положено иметь в Св. Синоде трех архиереев, двух архимандритов, и одного протоиерея. С конца прошедшего столетия архимандритов перестали назначать в члены Св. Синода. По штату 1818 г. положено иметь в Синоде семь членов. В настоящее время Св. Синод состоит только из архиереев. Одни из них назначаются для присутствия в Св. Синоде навсегда, другие же (из епархиальных архиереев) призываются только временно. Некоторым из них жалуется Верховной Властью звание Членов Синода, которое они сохраняют пожизненно, как почетный титул, даже если они и не вызывались ни разу почему-либо на заседания Синода. Прочие, заседающие в Синоде именуются присутствующими. К числу постоянных членов Св. Синода принадлежат все митрополиты и экзарх Грузии (архиепископ карталинский и кахетинский). Впрочем, и постоянные члены Св. Синода не все принимают участие в его заседаниях постоянно, а некоторые вызываются из их епархий для присутствия в Синоде на срок, и затем снова отчисляются из него; другие же, (как экзарх Грузии) вовсе не вызываются, или вызываются редко.

Права и обязанности членов Св. Синода и присутствующих в нем

Вызов членов Св. Синода и присутствующих на его заседания, а также их отстранение от работы в нем, осуществляется по Высочайшему повелению. При своем вступлении в должность каждый член Синода и временно-присутствующий дает присягу в том, что во всех делах он будет искать самую сущую истину и самую сущую правду, и действовать по уставам, определенным согласием духовного правительства и соизволением Царского Величества; - что будет поступать по совести, "не работствуя лицеприятию, не болезнуя враждою, завистью и упрямством и просто - никаковыми же пленяясь страстьми"; - что в случаях недоумения будет искать разумения и ведения от св. Писания и соборных правил и согласия великих древних учителей; - что будет верным, добрым и послушным рабом Государю и Его законным наследникам, всячески охранять Его права и интересы, хранить в тайне и никому не открывать того, что будет повелеваться; наконец, клятвенно исповедует "крайняго судию быти сея духовныя Коллегии Самого всероссийского Монарха", Государя Императора. Вызванное для присутствия в Св. Синоде лицо обязано являться на все его заседания, которые должны проводиться каждый понедельник, среду и пятницу, исключая летнее время, когда число заседаний сокращается (В Июне и Июле бывает по одному заседанию в неделю, а в Августе - по два), и некоторых недель великого поста. Присутствующие в Св. Синоде члены, постоянные и временные, не освобождаются на время своего присутствия от управления теми ведомствами и учреждениями, которые им поручены; поэтому и указы Св. Синода, касающиеся их ведомств, издаются на их имя. Заседают в Св. Синоде по иерархическим степеням и, при равной степени, - по старшинству рукоположения; но все, не исключая первенствующего члена (Он занимает первое, но не председательское место), имеют равный голос. Для вынесения решения требуется согласие всех членов; в случае же разногласий, которые не могут быть устранены, по предложению Обер-Прокурора, дело докладывается Государю. Члены Св. Синода имеют право объявлять устные Высочайшие повеления Синоду, который и приводит их в исполнение своими указами. Члены Св. Синода пользуются преимуществами чести перед лицами одного с ними сана.

Значение Св. Синода в Церкви и в государствеЗаменив собой всероссийского патриарха, Св. Синод в ряду иерархии вселенской Церкви занял место равное прочим четырем патриархам и получил их права. "Имеет он власть творити и совершати, елико четыре апостольские святейшие патриаршие престолы", - подтверждали в своих грамотах восточные патриархи. А потому, там, где в чине богослужения полагается поминать имя патриарха, поминается Св. Синод. В делах, касающихся вселенской Церкви, он является представителем российской Церкви и от ее имени сносится с правительствами других поместных Церквей. Относительно собственно русской Церкви Св. Синод получил силу и власть, по выражению духовного регламента, "едва ли не большую, чем патриаршескую, понеже Собор", то есть, он соединил в себе власть не только патриарха, но и поместного Собора, - высшую административную, судебную и законодательную власть. "Сие духовное соборное правительство имеет всякия духовныя дела во всероссийской Церкви управлять, - писал в манифесте Император Петр I, - и повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство и у него крайния духовных дел управы, решения и вершения просить и судом его определенным довольствоваться и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием". По отношению к Верховной власти Св. Синод есть высшее учреждение, посредством которого действует в церковном управлении самодержавная власть Государя Императора, который, как христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого святого благочиния в Церкви. (Св. Зак. т. I, Основн. зак. ст. 42 - 43). В ряду других правительственных учреждений в государстве Св. Синод поставлен наравне с Правительствующим Сенатом. По постановлению Петра Великого, в делах, касающихся церковного и государственного ведомства вместе, Синод и Сенат должны были иметь согласие, и их общие решения представлялись на утверждение Государю; а в отсутствие Государя, получали силу решений Верховной Власти. Впрочем, в последующие царствования значение Синода вместе с Сенатом ослаблялось. Так, при Императрице Екатерине I оба они были подчинены Верховному Тайному Совету, и все дела, которые должны были исходить от них к Государю, поступали в этот Совет; у Синода и Сената было даже отнято название "правительствующих". После упразднения Верховного Совета в такое же положение они были поставлены по отношению к Кабинету Министров, учрежденному при Императрице Анне Иоановне. В это время Сенат получил преобладающее значение перед Св. Синодом, так что считал себя в праве издавать, помимо Св. Синода, постановления по таким делам, которые касались ведомства последнего. В начале царствования Императрицы Елизаветы Петровны, уничтожившей Кабинет Министров, прежнее значение и права Св. Синода и Сената, как высших правительственных учреждений в Империи, и их взаимные отношения были восстановлены. Их конференции прекратились с учреждением Министерств. Примечание. Св. Синод и Правительствующий Сенат сносятся между собой непосредственно через ведения (Св. З., I. Учр. Сен. 188).Власть Св. СинодаВедомству Св. Синода подлежат все вообще учреждения православной русской Церкви, ее служители и вообще все ее члены, насколько их касаются духовные дела. Равным образом, его ведению подлежат, в некотором смысле, и иностранные духовные лица православного вероисповедания, прибывающие в Россию на жительство. По духовному регламенту, Св. Синод наблюдает главным образом за тем, чтобы в российской православной Церкви все было сообразно с христианским законом, и чтобы православные имели все средства к преуспеянию в вере и благочестии. Как законодательная власть в русской Церкви, Св. Синод: издает постановления, касающиеся сохранения, утверждения и распространения православной веры, возвышения религиозно-нравственной жизни православных христиан; он рассматривает и утверждает для всеобщего руководства изложения православного учения (напр., катехизисы); он устанавливает в русской Церкви новые праздники (и в чрезвычайных случаях - посты), исследует и свидетельствует святость скончавшихся Божьих угодников (их канонизация), св. Мощи, чудотворные св. Иконы, и вообще чудотворения, устанавливает чествование Святых, вводит новые церковные службы, молитвословия и церковные обряды (напр., крестные ходы), или исправляет существовавшие; разъясняет каноны вселенской Церкви; согласно с основными положениями и духом канонов издает новые правила церковного благоустройства и управления, уставы различных церковных учреждений. Новые постановления Св. Синода получают в государстве силу закона с соизволения и утверждения Государя. Св. Синод участвует и в государственном законодательстве по предметам, касающимся одновременно и духовных и светских дел. Как высшей Правительственной власти, Св. Синоду принадлежит главное попечительство о благоустройстве и благосостоянии русской Церкви, высший надзор за всеми ее учреждениями и лицами, за духовным просвещением в ней, за церковной собственностью. Он дает окончательные решения в случаях недоразумений, касающихся церковного управления, и во всех важнейших церковных вопросах и делах. Он приводит в исполнение Высочайшие повеления, касающиеся ведомства православной Церкви, и через него восходят к Государю все дела, требующие Высочайшего разрешения и утверждения.(О частных делах, подлежащих исключительно и непосредственно правительственной власти Св. Синода, будет сказано в статьях, касающихся этих дел). В качестве высшей духовной судебной власти, Св. Синод судит (по делам, подлежащим ведению духовного суда), своих членов и архиереев (для них он является единственной судебной инстанцией), выносит решения по аппеляциям и частным жалобам на епархиальные духовные суды, в частности к нему восходят в ревизионном порядке (за немногими исключениями) определения этих судов о расторжении браков и о признании недействительности браков; исключительно его власти принадлежит право налагать высшее церковное наказание - отлучение от Церкви. Как Представляющий собой русскую Церковь, Св. Синод сносится с правительствами других православных поместных Церквей.Лица и учреждения при Св. СинодеВедомству Св. Синода подлежат все вообще учреждения православной русской Церкви, ее служители и вообще все ее члены, насколько их касаются духовные дела. Равным образом, его ведению подлежат, в некотором смысле, и иностранные духовные лица православного вероисповедания, прибывающие в Россию на жительство. По духовному регламенту, Св. Синод наблюдает главным образом за тем, чтобы в российской православной Церкви все было сообразно с христианским законом, и чтобы православные имели все средства к преуспеянию в вере и благочестии. Как законодательная власть в русской Церкви, Св. Синод: издает постановления, касающиеся сохранения, утверждения и распространения православной веры, возвышения религиозно-нравственной жизни православных христиан; он рассматривает и утверждает для всеобщего руководства изложения православного учения (напр., катехизисы); он устанавливает в русской Церкви новые праздники (и в чрезвычайных случаях - посты), исследует и свидетельствует святость скончавшихся Божьих угодников (их канонизация), св. Мощи, чудотворные св. Иконы, и вообще чудотворения, устанавливает чествование Святых, вводит новые церковные службы, молитвословия и церковные обряды (напр., крестные ходы), или исправляет существовавшие; разъясняет каноны вселенской Церкви; согласно с основными положениями и духом канонов издает новые правила церковного благоустройства и управления, уставы различных церковных учреждений. Новые постановления Св. Синода получают в государстве силу закона с соизволения и утверждения Государя. Св. Синод участвует и в государственном законодательстве по предметам, касающимся одновременно и духовных и светских дел. Как высшей Правительственной власти, Св. Синоду принадлежит главное попечительство о благоустройстве и благосостоянии русской Церкви, высший надзор за всеми ее учреждениями и лицами, за духовным просвещением в ней, за церковной собственностью. Он дает окончательные решения в случаях недоразумений, касающихся церковного управления, и во всех важнейших церковных вопросах и делах. Он приводит в исполнение Высочайшие повеления, касающиеся ведомства православной Церкви, и через него восходят к Государю все дела, требующие Высочайшего разрешения и утверждения.(О частных делах, подлежащих исключительно и непосредственно правительственной власти Св. Синода, будет сказано в статьях, касающихся этих дел). В качестве высшей духовной судебной власти, Св. Синод судит (по делам, подлежащим ведению духовного суда), своих членов и архиереев (для них он является единственной судебной инстанцией), выносит решения по аппеляциям и частным жалобам на епархиальные духовные суды, в частности к нему восходят в ревизионном порядке (за немногими исключениями) определения этих судов о расторжении браков и о признании недействительности браков; исключительно его власти принадлежит право налагать высшее церковное наказание - отлучение от Церкви. Как Представляющий собой русскую Церковь, Св. Синод сносится с правительствами других православных поместных Церквей.Обер - Прокурор Св. Синода