Лекции по церковному праву

Значение Св. Синода в Церкви и в государстве

Заменив собой всероссийского патриарха, Св. Синод в ряду иерархии вселенской Церкви занял место равное прочим четырем патриархам и получил их права. "Имеет он власть творити и совершати, елико четыре апостольские святейшие патриаршие престолы", - подтверждали в своих грамотах восточные патриархи. А потому, там, где в чине богослужения полагается поминать имя патриарха, поминается Св. Синод. В делах, касающихся вселенской Церкви, он является представителем российской Церкви и от ее имени сносится с правительствами других поместных Церквей. Относительно собственно русской Церкви Св. Синод получил силу и власть, по выражению духовного регламента, "едва ли не большую, чем патриаршескую, понеже Собор", то есть, он соединил в себе власть не только патриарха, но и поместного Собора, - высшую административную, судебную и законодательную власть. "Сие духовное соборное правительство имеет всякия духовныя дела во всероссийской Церкви управлять, - писал в манифесте Император Петр I, - и повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство и у него крайния духовных дел управы, решения и вершения просить и судом его определенным довольствоваться и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием". По отношению к Верховной власти Св. Синод есть высшее учреждение, посредством которого действует в церковном управлении самодержавная власть Государя Императора, который, как христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого святого благочиния в Церкви. (Св. Зак. т. I, Основн. зак. ст. 42 - 43). В ряду других правительственных учреждений в государстве Св. Синод поставлен наравне с Правительствующим Сенатом. По постановлению Петра Великого, в делах, касающихся церковного и государственного ведомства вместе, Синод и Сенат должны были иметь согласие, и их общие решения представлялись на утверждение Государю; а в отсутствие Государя, получали силу решений Верховной Власти. Впрочем, в последующие царствования значение Синода вместе с Сенатом ослаблялось. Так, при Императрице Екатерине I оба они были подчинены Верховному Тайному Совету, и все дела, которые должны были исходить от них к Государю, поступали в этот Совет; у Синода и Сената было даже отнято название "правительствующих". После упразднения Верховного Совета в такое же положение они были поставлены по отношению к Кабинету Министров, учрежденному при Императрице Анне Иоановне. В это время Сенат получил преобладающее значение перед Св. Синодом, так что считал себя в праве издавать, помимо Св. Синода, постановления по таким делам, которые касались ведомства последнего. В начале царствования Императрицы Елизаветы Петровны, уничтожившей Кабинет Министров, прежнее значение и права Св. Синода и Сената, как высших правительственных учреждений в Империи, и их взаимные отношения были восстановлены. Их конференции прекратились с учреждением Министерств. Примечание. Св. Синод и Правительствующий Сенат сносятся между собой непосредственно через ведения (Св. З., I. Учр. Сен. 188).

Власть Св. Синода

Ведомству Св. Синода подлежат все вообще учреждения православной русской Церкви, ее служители и вообще все ее члены, насколько их касаются духовные дела. Равным образом, его ведению подлежат, в некотором смысле, и иностранные духовные лица православного вероисповедания, прибывающие в Россию на жительство. По духовному регламенту, Св. Синод наблюдает главным образом за тем, чтобы в российской православной Церкви все было сообразно с христианским законом, и чтобы православные имели все средства к преуспеянию в вере и благочестии. Как законодательная власть в русской Церкви, Св. Синод: издает постановления, касающиеся сохранения, утверждения и распространения православной веры, возвышения религиозно-нравственной жизни православных христиан; он рассматривает и утверждает для всеобщего руководства изложения православного учения (напр., катехизисы); он устанавливает в русской Церкви новые праздники (и в чрезвычайных случаях - посты), исследует и свидетельствует святость скончавшихся Божьих угодников (их канонизация), св. Мощи, чудотворные св. Иконы, и вообще чудотворения, устанавливает чествование Святых, вводит новые церковные службы, молитвословия и церковные обряды (напр., крестные ходы), или исправляет существовавшие; разъясняет каноны вселенской Церкви; согласно с основными положениями и духом канонов издает новые правила церковного благоустройства и управления, уставы различных церковных учреждений. Новые постановления Св. Синода получают в государстве силу закона с соизволения и утверждения Государя. Св. Синод участвует и в государственном законодательстве по предметам, касающимся одновременно и духовных и светских дел. Как высшей Правительственной власти, Св. Синоду принадлежит главное попечительство о благоустройстве и благосостоянии русской Церкви, высший надзор за всеми ее учреждениями и лицами, за духовным просвещением в ней, за церковной собственностью. Он дает окончательные решения в случаях недоразумений, касающихся церковного управления, и во всех важнейших церковных вопросах и делах. Он приводит в исполнение Высочайшие повеления, касающиеся ведомства православной Церкви, и через него восходят к Государю все дела, требующие Высочайшего разрешения и утверждения.(О частных делах, подлежащих исключительно и непосредственно правительственной власти Св. Синода, будет сказано в статьях, касающихся этих дел). В качестве высшей духовной судебной власти, Св. Синод судит (по делам, подлежащим ведению духовного суда), своих членов и архиереев (для них он является единственной судебной инстанцией), выносит решения по аппеляциям и частным жалобам на епархиальные духовные суды, в частности к нему восходят в ревизионном порядке (за немногими исключениями) определения этих судов о расторжении браков и о признании недействительности браков; исключительно его власти принадлежит право налагать высшее церковное наказание - отлучение от Церкви. Как Представляющий собой русскую Церковь, Св. Синод сносится с правительствами других православных поместных Церквей.

Лица и учреждения при Св. Синоде

Ведомству Св. Синода подлежат все вообще учреждения православной русской Церкви, ее служители и вообще все ее члены, насколько их касаются духовные дела. Равным образом, его ведению подлежат, в некотором смысле, и иностранные духовные лица православного вероисповедания, прибывающие в Россию на жительство. По духовному регламенту, Св. Синод наблюдает главным образом за тем, чтобы в российской православной Церкви все было сообразно с христианским законом, и чтобы православные имели все средства к преуспеянию в вере и благочестии. Как законодательная власть в русской Церкви, Св. Синод: издает постановления, касающиеся сохранения, утверждения и распространения православной веры, возвышения религиозно-нравственной жизни православных христиан; он рассматривает и утверждает для всеобщего руководства изложения православного учения (напр., катехизисы); он устанавливает в русской Церкви новые праздники (и в чрезвычайных случаях - посты), исследует и свидетельствует святость скончавшихся Божьих угодников (их канонизация), св. Мощи, чудотворные св. Иконы, и вообще чудотворения, устанавливает чествование Святых, вводит новые церковные службы, молитвословия и церковные обряды (напр., крестные ходы), или исправляет существовавшие; разъясняет каноны вселенской Церкви; согласно с основными положениями и духом канонов издает новые правила церковного благоустройства и управления, уставы различных церковных учреждений. Новые постановления Св. Синода получают в государстве силу закона с соизволения и утверждения Государя. Св. Синод участвует и в государственном законодательстве по предметам, касающимся одновременно и духовных и светских дел. Как высшей Правительственной власти, Св. Синоду принадлежит главное попечительство о благоустройстве и благосостоянии русской Церкви, высший надзор за всеми ее учреждениями и лицами, за духовным просвещением в ней, за церковной собственностью. Он дает окончательные решения в случаях недоразумений, касающихся церковного управления, и во всех важнейших церковных вопросах и делах. Он приводит в исполнение Высочайшие повеления, касающиеся ведомства православной Церкви, и через него восходят к Государю все дела, требующие Высочайшего разрешения и утверждения.(О частных делах, подлежащих исключительно и непосредственно правительственной власти Св. Синода, будет сказано в статьях, касающихся этих дел). В качестве высшей духовной судебной власти, Св. Синод судит (по делам, подлежащим ведению духовного суда), своих членов и архиереев (для них он является единственной судебной инстанцией), выносит решения по аппеляциям и частным жалобам на епархиальные духовные суды, в частности к нему восходят в ревизионном порядке (за немногими исключениями) определения этих судов о расторжении браков и о признании недействительности браков; исключительно его власти принадлежит право налагать высшее церковное наказание - отлучение от Церкви. Как Представляющий собой русскую Церковь, Св. Синод сносится с правительствами других православных поместных Церквей.

Обер - Прокурор Св. Синода

После учреждения Св. Синода Петр Великий повелел, указом Сенату, избрать в Синод доброго человека из офицеров, который имел бы смелость и мог знать управление синодскими делами, и быть в нем Обер-Прокурором. В инструкции для него, он назван оком государевым и стряпчим в делах государственных. Он был "повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которыя к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, - дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал, - дабы в Синоде не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись". Неправильные решения дел он обязан был останавливать и доносить о том Государю. Ему непосредственно подчинена была синодская канцелярия. Впоследствии, после непродолжительного существования министерства духовных дел (с 1817 по 1824 г.), значение и власть обер - прокурора еще более возрасли. Оно было объединено с Министерством Народного Просвещения "дабы христианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения". Министр был поставлен в такое же отношение к Синоду по административным делам, как Министр Юстиции к Сенату, кроме судебных дел, Обер-Прокурор был подчинен Министру, представлял ему меморандумы по заслушанным в Синоде делам. По этим меморандумам Министр мог объявлять свое мнение, и тогда дела возвращались в Синод для пересмотра. Через Министра объявлялись Синоду Высочайшие повеления. По действующему праву, Обер-Прокурор есть представитель государственной власти по отношению к Св. Синоду и его ведомству, и лицо, посредничающее между ними; кроме того, он имеет в своем непосредственном подчинении некоторые учреждения духовного ведомства. Как представитель государственной власти в Св. Синоде, Обер-Прокурор наблюдает вообще за движением дел, подлежащих рассмотрению Синода, и за исполнением решенных дел; при обсуждении дел в Св. Синоде следит за законностью обсуждений и решений, предлагает свои заключения; в случае постановлений, несообразных с законами или вообще противоречащих справедливости, он должен тотчас остановить их исполнение и, с объяснением причин, предложить Св. Синоду пересмотреть дело; поэтому он просматривает все протоколы Св. Синода, прежде чем приводить их в исполнение и визирует их своим согласием; дает Синоду собственные предложения, касающиеся различных мероприятий. В случае безуспешности своих предложений он докладывает дело Государю. Как лицо, посредничающее между Верховной Властью и Св. Синодом, Обер-Прокурор передает доклады Св. Синода на усмотрение Государя; объявляет Св. Синоду Высочайшие повеления; представляет Государю годичные отчеты по ведомству православного вероисповедания, а также доклады о важных событиях, касающихся Церкви. Обер-Прокурору передаются прошения и жалобы по дух. ведомству, (которые относятся к духовным делам и делам управления правосл. Церковью) подаваемые на Высочайшее имя. Как лицо, посредничающее между церковной и светской властями, Обер-Прокурор сносится с министрами и главными управляющими по делам духовного ведомства и обо всех делах, касающихся таких сношений, выходит с предложениями в Св. Синод; присутствует в Совете Министров, в Государственном Совете на равных с Министрами основаниях (Высоч. утв. мнен. Госуд. Сов. 1904 г. дек. 6), Обер-Прокурор по своему статусу присутствует в Сенате (Св. З. I, Учр. Сен. ст. 8); 3) по тяжбам казны и частных лиц (указанных в Св. Зак. I т. 1892 г. ч. 2 ст. 120 п. 8 и ст. 125 п. 4) с духовным ведомством об имуществе и некоторым другим; также, при рассмотрении противоречий (в Кассац. Д-тах), возникающих между общими судебными установлениями и духовными судами о подсудности гражд. дел, требуется заключение синодального Обер-Прокурора. Обер-Прокурор участвует (с Министрами Внутренних Дел, Юстиции, Народного Просвещения и другими, по принадлежности) в обсуждении и решении вопросов о бессрочной приостановке или полном прекращении периодических изданий (Ценз. Уст. 1890 г.). В ведении Обер-Прокурора, кроме учреждений при Св. Синоде, состоят прокуроры Синодальных Контор и секретари Духовных Консисторий, через которые он следит за исполнением законных постановлений по духовному ведомству. Чиновникам синодального и епархиального управления он собств. властью назначает пособия и пенсии; определяет на должность чиновников дух. ведомства (до 5 класса включительно), и увольняет. Кроме Обер-Секретарей и Секретарей Св. Синода, а также Секретарей Консистории; о них он дает предложения Св. Синоду. Обер-Прокурор назначается и увольняется Высочайшим Именным указом на имя Правительствующего Сената. По делам своей службы он ответственен только перед Государем. В ряду высших государственных чиновников он приравнен к Министрам. В помощь Обер-Прокурору дан (с 1865 г.) Товарищ Обер-Прокурора, с правами и обязанностями Товарищей Министров. В присутствии Св. Синода тот или другой заседают за особым столом.Управления и КанцелярииДо учреждения Св. Синода при патриархах существовали разные приказы, посредством которых патриархи управляли делами как всей русской Церкви, так, в частности, и делами своей собственной епархии (Московской). В них сидели, главным образом, патриаршие бояре, с дьяками и подьячими и решали дела, докладывая патриарху. Так, при Патриархе Филарете были учреждены приказы: патриарший разряд, ведавший всей судебной частью; казенный и дворцовый, заведовавшие доходами и хозяйством патриарха. После учреждения Св. Синода эти приказы частью были закрыты, частью слились с вновь образовавшимися синодальными учреждениями, в которых также происходили различные изменения. В настоящее время при Св. Синоде существуют следующие подчиненные ему учреждения:Синодальные КонторыДо учреждения Св. Синода при патриархах существовали разные приказы, посредством которых патриархи управляли делами как всей русской Церкви, так, в частности, и делами своей собственной епархии (Московской). В них сидели, главным образом, патриаршие бояре, с дьяками и подьячими и решали дела, докладывая патриарху. Так, при Патриархе Филарете были учреждены приказы: патриарший разряд, ведавший всей судебной частью; казенный и дворцовый, заведовавшие доходами и хозяйством патриарха. После учреждения Св. Синода эти приказы частью были закрыты, частью слились с вновь образовавшимися синодальными учреждениями, в которых также происходили различные изменения. В настоящее время при Св. Синоде существуют следующие подчиненные ему учреждения:Московская КонтораС первых годов своего существования Св. Синод нередко должен был переезжать в Москву, где и продолжал свои заседания. При возвращении в Петербург, он оставлял в Москве нескольких своих членов для завершения неоконченных дел; эти члены и составляли синодальное отделение. Кроме того, в Москве должно было существовать особое управление для заведывания патриаршей епархией, перешедшей в непосредственное ведение Св. Синода. Таким образом учредилась Синодальная Контора. Некоторое время (1731-1735 гг.) Контора именовалась Св. Правит. Синодом в Москве. С назначением для московской епархии (бывшей патриаршей) особого епархиального архиерея (1742г.), из Конторы выделилось управление епархиальными делами, переданное в Московскую дух. Консисторию и Московскому архиерею. Присутствие Конторы составляют: Первоприсутствующий Митрополит Московский (а в его отсутствие,- его викарий), один или два из настоятелей Московских ставропигиальных монастырей. При необходимости, может быть назначено и большее число членов. Все они назначаются Высочайшими повелениями по представлению Св. Синода. Канцелярия состоит под началом Прокурора Конторы. Подведомственный Конторе круг вопросов невелик. Ей предоставлено управлять так называемыми ставропигальными монастырями (исключая Соловецкий), Успенским собором и Московским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей, смотреть за прибывающими в Москву духовными лицами, наконец, снабжать епархии св. Миром. С 1892 г. при Моск. Синод. Конторе учреждено Училище церковного пения.