Луч умного солнца. Беседы о молитве

17.Катехизис свт. Филарета Московского.

БЕСЕДА 6. О славословии

Дав общее понятие о молитве хвалебной, благодарственной и просительной, побеседуем о каждой из них несколько подробнее, чтобы видеть и побуждения, и образцы для каждой из них.

В молитве хвалебной мы должны прославлять Господа Бога за Его высокие совершенства, видимые во всех творениях. Если мы будем внимательны, то увидим, что сама природа непрестанно прославляет Своего Творца пением птиц или торжественным молчаливым величием ночного звездного неба, торжеством жизненной силы и красоты, послушанием Промыслу, соделавшему все благим, гармоничным и закономерным. По словам псалмопевца Давида, небеса поведают славу Божию, о делах же рук Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). В природе, на что ни посмотришь, все премудро, все до бесконечности великолепно и стройно. Все в мире являет непостижимое величие Божие и благость Творца. Солнце, луна и звезды, свет, огонь, вода, земля, все стихии, все твари, все животные и венец творений Божиих - человек - все создано Словом Божиим, оживотворяется Его Духом и держится Его силой и могуществом.

Потому псалмопевец и призывает все созданные твари, небесные и земные, словесные и бессловесные, одушевленные и неодушевленные, - прославлять Бога, Творца своего: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его; хвалите Его, все Силы Его. Хвалите Его, солнце и луна; хвалите Его, все звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, которая превыше небес. Хвалите Господа от земли, змии и все бездны; огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие слово Его; горы и все холмы, древа плодоносные и все кедры; звери и все скоты, пресмыкающиеся и птицы пернатые; цари земные и все люди, князи и все судии земные; юноши и девы, старцы с отроками (Пс. 148, 1 - 4, 7 - 12).

В Апокалипсисе также читаем, что Господу, сидящему на небесном престоле, всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землей, и на море, и все, что в них, воздает благословение, и честь, и славу, и поклонение во веки веков (Апок. 5, 13).

Если Господа славят и служат Ему все твари, даже бездушные и бессловесные, как же не славословить Господа человеку, Божьему творению, разумному, словесному и облагодетельствованному Им в высочайшей степени, человеку, которому Сам Сын Божий послужил Своим вочеловечением и устроением его вечного спасения?

О непременной обязанности христиан прославлять Бога всеми силами души и телесной чистотой св. апостол Павел писал в Послании к коринфянам: Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20). И Сам Господь наш Иисус Христос, заповедуя творить добро, целью всей христианской нравственности поставил единственно славу Божию: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16), - и, наставляя учеников Своих, как должно молиться, прежде всего заповедал говорить так: "Отче наш, да святится имя Твое". И Сам Он явил нам пример того, как прославлять Бога, совершив по воле Отца Своего дело спасения человеческого. Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 13, 31; 17, 4). Все от века благоугодившие Богу находили высокое блаженство в славословии Господа. Блажени живущии в доме Твоем: в веки веков восхвалят Тебя, - свидетеяльствует пророк Давид (Пс. 83, 5).Как же нам должно прославлять Бога, Творца нашего, в Троице Святой покланяемого? И словом, и делом.Главное содержание всего нашего православного богослужения - прославление Господа: и на вечерне, и на утрене, и на Литургии Св. Церковь непрестанно славословит Господа. Все ее молитвы, чтения и песнопения начинаются, или продолжаются, или оканчиваются славословием Бога.На вечерне поется трогательная песнь: "Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит".Во время утреннего богослужения каждый день Православная Церковь произносит умилительное славословие, которое воспевали Ангелы, прославляя Рождество Спасителя от Приснодевы Марии: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".Особенно торжественно Св. Церковь славословит Господа на Божественной Литургии. Например, в Херувимской песне, молящиеся в храме уподобляются Херувимам, славящим Бога и воспевающим Животворящей Троице Трисвятую песнь: "Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припеваю-ще, всякое ныне житейское отложим попечение". Далее в Евхаристическом каноне молящиеся приносят Господу славословие и "жертву хваления", звучит победная песнь верных: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних".В книгах Священного Писания есть много хвалебных песен, например, песнь праведной Анны, ставшей матерью пророка Самуила, силу молитвы которой мы приводили в пример в одной из предыдущих бесед (1 Цар. 2, 1 - 10); песнь Богородицы (Лк. 1, 46 - 55); песнь Моисея (Исх. 15, 1 - 19). В Псалтири есть много хвалебных псалмов, с надписанием: аллилуия, т. е. "хвалите Бога". В этой беседе мы уже цитировали хвалебный псалом 104. Почитайте также псалмы 105, 106, 110, 111, 112, 134, 145, 147, 148 и 150 - и вы увидите живое изображение славы Божией. Есть много хвалебных молитв и акафистов: Спасителю, Матери Божией и святым, особенно прославляемым Св. Церковью.