Конспект по Сектоведению

Иеговисты: Христова смерть только купила для людей земную жизнь и земные благословения, потерянные, когда Адам согрешил (Спадис Ин Зе Скипцерс. Т. 5. С. 145). Библия: Христова смерь купила настоящее прощение грехов и благословения, простирающиеся за пределы этой земной жизни (Еф. 1:3-14). Иеговисты: Христова смерь только дает возможность для личности достигнуть вечной жизни через исполнение Божьего Закона, поэтому уверенности в вечной жизни нет (Стадис Ин Зе Скипцерс. Т. 1. С. 150). Библия: Христова смерть дает спасение от греха всем, что верою принимает Его искупительную жертву за них (Деян. 15:11. Евр. 10:38. Еф. 2:8-9. Рим. 3:28; 5:1. Гал. 2:16; 3:11-24). Иеговисты: Христова кровь, пролитая на Голгофе, относится только к 144000 элиты Свидетелей Иеговы (Божьему Израилю), а не к "великому множеству", которое есть остаток Свидетелей (Эйд То Вайвл Андерстэндинг. С. 389). Библия: Христос умер за всех людей (1 Тим. 2:5-6. 2 Кор. 5:15. Евр. 2:9). Иеговисты: Личность может жить в Божьем раю только через а) изучение Библии; б) общение со Свидетелями Иеговы; в) изменение жизненных привычек и обязательное водное крещение по обряду Свидетелей Иеговы; г) быть проповедником и свидетелем Божьего Царства (Фром Парадайс Лост. С. 242-249). Библия: Спасение предложено только через веру и доверие Иисусу Христу как Спасителю (Деян. 4,10-12; 10:42-43. Рим. 3:21-24) и добрые дела, неотделимые от веры (Иак. 2:20). Иеговисты: Учение о горящем аде, где злые будут пытаемы вечно после смерти, неверно (Майкл Шур Ов Тсингс. Изд. 1953. С. 154). Библия: Ад — место вечной муки для нераскаянных грешников (Мф. 13:41-50. Мк. 9:47-48. Откр. 20:11-15).

Учение о Боге

Иеговисты: Доктрина Бога это неправильная библейская доктрина, порожденная сатаной (Мэйс Шур Ов Тсингс. 1953. С. 386). Библия: Бог един по существу (Втор. 6:4), но троичен в лицах Отец (Флп. 2:11); Иисус Христос — Сын (Ин. 5:18); Святой Дух (Деян. 5:3-4). Иеговисты: Иисус Христос — Сын был первоначальным существом, сотворенным Богом-Иеговой (Лэт Год Би Тру. С. 32). Библия: Христос — Сын есть вечный несотворенный Бог (Ис. 9:6; 44:6. Ин. 8:58. Евр. 1:8. 1 Ин. 5:20. 1 Тим. 3:16. Откр. 1:17-18). Иеговисты: Иисус Христос был воплощением архистратига Михаила. Христос возобновил имя "Михаил", когда взошел на небо (Ю Вил Би Дан. С. 316; Нью Хэбенс Энд. С. 30). Библия: Нигде на страницах ее не сказано, что Михаил стал Христом. Наоборот, Библия делает четкое различие между ангелами и возвышенным положением Христа (Евр. 1:5-6; 13-14). Иеговисты: Христос воскрес из гроба как дух. Иегова позволил Ему материализоваться в другое тело, в котором Он и явится ученикам (Ю Вил Би Дан, Он Эре. С. 143). Библия: Иисус Христос восстал в том же теле, которое было положено во гроб, что объясняют следы распятия, пустой гроб, погребальные пелены (Лк. 24:39. Ин. 20:1-9; 20-27). Иеговисты: Святой Дух не есть личность, а безличная активная сила Бога (Лет Год Би Тру. Изд. 2-е. С. 108; Вотчтауэр. 1952. С. 24). Библия: Святой Дух есть вечная личность, обладающая всей сущностью Бога (Мф. 12:32. Ин. 14:16-17. Деян. 5:3-4). Говоря об имени Божием, подумаем, что за именем Иегова стоит. У дубравы Мамре Авраам побежал навстречу Иегове. Не смущаясь присутствием трех ангелов, поклонившись до земли, он сказал: "Владыка! Если я обрел благоволение... не пройди мимо... и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом" (Быт. 18:1-15). И Бог (не Отец) насладился хорошей пищей. Пока Иегова не встретился с Моисеем у горящего куста, не было дано объяснения еврейскому слову ЙАХВЕХ: "Бог сказал Моисею: Я есмь" (Ис. 3:14). Еврейская идиома Иегова, переведенная как Сущий, означает Дающий Жизнь. На протяжении всей Библии Иегова описывается как "Вечный", "Отец вечности" или "Жизнь Вечная". Почему Бог представил Себя словосочетанием: "Я есмь"? Форма инфинитива глагола "Я есмь" — это "быть". "Быть" выражает вечное существование (= Иегова). Здесь Бог пресекает всех искусных фальсификаторов. Независимо от того, в каком времени стоить "быть", оно всегда выражает вечное существование (= Иегова), и это в любом языке. Я есмь (= настоящее время от "быть") выражает вечное существование. Я был (= прошедшее время от "быть") выражает вечное существование. Я буду (= будущее время от "быть") выражает вечное существование. Будучи (= деепричастие от "быть") выражает вечное существование. Я бывал (= одна из форм прошедшего времени от "быть") выражает вечное существование (= Иегова). Бог опережает деятелей из "Сторожевой башни", которые подделали Ин. 8:58, превратив "Я есмь" в ... "Я бывал". Этим они преднамеренно вводят в заблуждение незнающих (см. Лк. 11:52). С самого своего зарождения "Сторожевая башня" Русселя отчаянно пытается сделать подкоп под Откровения Библии, что Иисус есть явившийся видимый "Я есмь" из Исх. 3:14. Никто не видел Отца. Однако, Он послал Свое Слово (Христа), Который явил Себя в видимой форме Моисею и народу. Слово, обитавшее с нами (Ин. 1:14), ссылаясь на Свои прежние деяния в Иерусалиме, говоря: "Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих..." (Мф. 23:37). "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам. Я есмь" (Ин. 8:58). Они не верили, что Он есть Иегова, Который действовал среди их народа. "И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин. 5:18). "Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Ин. 10:33). Господь не сделал никакой попытки отвергнуть это утверждение. Его заявление, что Он есть "Жизнь Вечная" (Ин. 8:58. Евр. 7:3. 1 Ин. 1:4) — это был основной аргумент в синедрионе, что привело Его к распятию. Он указывал, что Он есть та древняя тайна Божьих явлений "Я есмь". Поверить в это — то было чересчур для иудеев. Это и теперь чересчур для иеговистов, воистину современных "иудеев"! Так они, не имея возможности изменить подлинный греческий текст, объясняют его на свой лад. Они не обращают внимания на то, что одно выражение — это просто "настоящее время первого лица", а другое — "причастие или третье лицо" того же самого глагола "быть". Оба варианта означают вечное существование = Иегова = "Я есмь". "Нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43:11). Тогда, если нет Спасителя кроме Иеговы, Отец и Сын должны разделять одну сущность и Природу. Сущность Иеговы или Жизнедающую Сущность, чудесно описанную Исаией: "Так говорит Иегова, Царь Израиля, и Искупитель, Иегова Саваоф... кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6). Заметьте для себя: Иегова Царь и Иегова Саваоф (Искупитель) — это один Бог. Таким образом, две духовные личности имеют одну идентичную сущность, и в то же время это две личности. Как же так? Но именно такое естество Апостол в Кол. 2:2 называет тайной Бога и говорит, что эта тайна — Христос, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Сам Иисус говорит: "Я и Отец — одно" (одно по природе и целям, а не в смысле личности и положения. Ин. 10:30). Христа иеговисты превратили в сотворенную личность ("Все испытайте". Изд. "Сторожевая башня", пер. с англ. С. 207) и в "бога" собственного учения. Библию подгоняют под свои измышления — "к собственной своей погибели превращают... Писания" (2 Петр. 3:16). Так, иеговисты заявляют, что Писание многих называет богами, и поэтому Слово — тоже богоподобное ("Книга истины", пер. с англ. С. 24). В доказательство они цитируют Ис. 9:6, где Иисус назван "Бог крепкий". Действительно, Библия упоминает о так называемых "богах". Падшие ангелы — это "сыны Божий", а сатана даже назван "бог мира сего". Однако, Исаия продолжает текст, проводя связь "Бог крепкий... Отец вечности". Евреи понимают, что никто не может называться Отцом вечности (Мф. 23:9), ибо это означает Вечный Источник Жизни, т.к. Иегова. Цитируем "Книгу истины" (с. 47): "Библия информирует нас о том, что Он — первородный Сын Бога. Это означает, что Он был сотворен прежде других сынов Божьей семьи". Для них, что рожденный, что сотворенный — это одно. Но рожденный — это когда Жизнь исходит из другой подобной Жизни. Творение — это создание чего-то из ничего или из вещества. Христос рожден от Бога, поэтому Библия использует термин "Единородный" (т.е. единственный, кто был рожден). Библия описывает Христа исходящим от Бога (Ин. 8:42; 13:3). Так же, как Отец — источник Божественности, Сын становится ее проявлением. Христос — это сияние Его славы (Евр. 1:3. Ин. 1:14). Библия говорит: "Бог есть солнце" (Пс. 83:12), и мы можем с уверенностью сказать, что Христос — Его лучи. Бог — это "огонь поедающий" (Евр. 12:29), Которого ни один человек не может видеть и остаться жить, но Христос пришел и открыл Отца в видимой форме: "Видевший Меня видел и Отца" (Ин. 14:9). Фактически Он говорит: если вы видели Меня, то вы видели Бога. Так же, как солнце никогда не существовало без своих лучей, так и Бог никогда не существовал без Слова (Христа). Они вместе разделяют вечную сущность. Различные имена Творца характеризуют многообразие Его свойств относительно человека. Другими словами, мы называем Творца тем именем, которое раскрывает нам Его свойства в наших ощущениях: Милосердный, Справедливый, Грозный, Страшный, Далекий или Близкий. Сам Творец, как много раз указывалось, не постигаем нами. Лишь свет, идущий от Него, вернее, та часть света, которая входит в "кли" (в нас) и вызывает те чувства, которыми мы называем Творца. Согласно еврейской традиции, каждое слово, каждый знак в Торе несет информацию о Создателе, Его раскрытии творениям, поэтому и говорят талмудисты-евреи, что вся Тора — это имена Творца. Свет, исходящий из Творца, несет в себе зародыш будущего творения, и поэтому эта скрытая форма создания в исходящем свете обозначается точкой, т.к. точка — начало любого изображения. Кетэр. На основании новых открытий, ученые дают новые объяснения происхождения мира. Самая знаменитая гипотеза нашего времени принадлежит бельгийскому ученому, профессору Лувенского университета и ученику Эддингтона католическому священнику отцу Леметру. По его мнению, вначале существовал гигантский радиоактивный атом, нечто вроде "пакета материи в сгущенном состоянии". Взорвавшись или, говоря научным языком, дезинтегрировавшись, он образовал туманности и мириады звезд. Это можно сравнить с гигантским фейерверком, взрывающимся от небольшого патрона. С той лишь разницей, что взрыв продолжился на несколько десятков миллиардов лет и продолжает еще распространяться в пространстве (что мы слышим через помехи в эфире). Итак, точка носит название кетэр. Затем следует распространение света в "кли" (в нас) пока еще без реакции со стороны последних. Эта стадия у евреев называется хохма, обозначается она точкой и выходящей из нее небольшой линией, след которой оставляет след в "кли" "нас". Хохма. Это еврейская буква юд. Далее идет бина. Бина выражает реакцию кли на свет. Поэтому обозначается распространением линии вширь. Бина соответствует букве хэй. Несмотря на то, что в духовном мире нет понятия места, но чтобы выразить соответствие духовных сил, используется язык ветвей и поэтому действие буквы хэй именуемое "ор хасадим", начинается распространением вширь (хэсэд — милосердие, широкая рука, большое сердце, широта души) и продолжается написанием сверху вниз ("ор хохма") — от Творца к творениям. Все линии, изображаемые горизонтально, подразумевают действие "ор хасалим" (т.е. проявление Божественной любви и всех лучших качеств Бога как Совершенства еще без отношения к нам), а вертикальные линии соответствуют распространению этих совершенств сверху вниз — от Творца к творениям: Вот буквы, из которых состоит имя Творца: Непроизносимое четырехбуквенное имя Творца — Авая имеет глубокий мистический смысл и как выше было сказано, евреи говорят, что вся Тора — это имена Творца. Есть десять нестираемых имен (нестираемых — так как при допущении ошибки в их написании, исправление запрещено и свиток предается земле). Истинный смысл познания Его имени — наслаждение Создателем. Поэтому, когда иеговисты небрежно носят Библию в кармане, извините, брюк (что сплошь и рядом) или жонглируют именем Творца, то далеко эти люди отстоят от святыни, на которую они фарисейски указывают.

Полемика о Богочеловечестве Христа

Вопрос иеговистам: Скажите, может ли Бог иметь начало дней, конец, отца или мать? Ответ: Конечно же нет, и быть такого не может. Тогда откройте и зачитайте им вслух Послание к Евреям, 7:1-8: "Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда". Сопоставьте теперь духовную реальность Мелхиседека (самой загадочной личности Библии) и Иисуса Христа. Можно ли говорить, что Иисус "сотворен", если Ему уподоблен Мелхиседек, не имеющий "начала дней"? Другой вопрос можете задать: Может ли что-нибудь или кто-нибудь, кроме Бога, давать вечную жизнь? Ответ естественен, что творение не может ни давать такой жизни, ни поддерживать вечную жизнь, потому что оно не имеет жизни в себе самом. Тогда прочитайте хорошо им знакомый стих: "И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей". Так сказал Богочеловек Иисус Христос, ибо никакой человек, никакой ангел, никакое духовное создание или "сын Божий" (интерпретация иеговистов) не может давать вечную жизнь, как это делает Бог.

Секты Мистического Толка

Вопрос иеговистам: Скажите, может ли Бог иметь начало дней, конец, отца или мать? Ответ: Конечно же нет, и быть такого не может. Тогда откройте и зачитайте им вслух Послание к Евреям, 7:1-8: "Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда". Сопоставьте теперь духовную реальность Мелхиседека (самой загадочной личности Библии) и Иисуса Христа. Можно ли говорить, что Иисус "сотворен", если Ему уподоблен Мелхиседек, не имеющий "начала дней"? Другой вопрос можете задать: Может ли что-нибудь или кто-нибудь, кроме Бога, давать вечную жизнь? Ответ естественен, что творение не может ни давать такой жизни, ни поддерживать вечную жизнь, потому что оно не имеет жизни в себе самом. Тогда прочитайте хорошо им знакомый стих: "И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей". Так сказал Богочеловек Иисус Христос, ибо никакой человек, никакой ангел, никакое духовное создание или "сын Божий" (интерпретация иеговистов) не может давать вечную жизнь, как это делает Бог.

Возникновение сект мистического толкаНикон принял патриаршество 25 июля 1652 г. и эти первые пять лет его связывала с царем Алексеем Михайловичем крепкая дружба. Ни одно важное государственное дело не решалось без согласования государя с патриархом. Одно время патриарх принял активное участие в борьбе с моровой язвой, за что ему был пожалован царем титул "великого Государя". Патриарх Никон утверждает несколько монастырей: Иверский, Крестный и Новый Иерусалим. Но, будучи человеком прямым и бескомпромиссным, постепенно приобретает влиятельных врагов в лице знатных бояр. Наиболее негативно относились к патриарху четыре знатных боярских рода: Стрешневы, Милославские, Одоевские, Морозовы. При дворе плелись интриги с тем, чтобы настроить государя против патриарха. Вскоре повод такой представился. В 1657 г. царь Алексей Михайлович вернулся из Ливонского похода, где военная операция против Литвы прошла не совсем успешно для русской армии, и мрачное настроение государя усугубили вести от бояр, что Никон растрачивает государственную казну на строительство монастырей, содержание братии, тогда как эти деньги с успехом могли пойти на военную кампанию против Литвы. Отношения царя и патриарха обострились. Кроме того, докладывали, что патриарх портит чистоту веры, соблазняет народ исправлением богослужебных книг и т.д. Касаясь вопроса реформирования постановлений Стоглавого Собора, следует сказать, что этот Собор проходил в 1551 г. под председательством митрополита Макария, где присутствовал и царь Иоанн Грозный. Было рассмотрено 37 вопросов, касающихся разных сторон церковной жизни. В ста главах были изложены основные вероучительные, обрядовые и др. вопросы, откуда Собор и получил название "Стоглавый".Чтобы все привести к общему знаменателю, патриарх Никон учреждает под Москвой ученое братство, которое разбирает греческие первоисточники, направляет от Киевской Академии в Грецию ряд образованных монахов во главе с Арсением Сухановым, и наконец, в 1654 г. собирает архиерейский собор, где была признана необходимость исправления богослужебных книг. Коломенский архиепископ Павел, единственный иерарх, отказавшийся подписать акт собора. Уже в 1656 г. очередной собор, на котором присутствовали два патриарха Сербский и Антиохийский, подтвердил законность собора 1654 г. и постановил: новоисправленные книги исправлять по всем церквам, а старые — сжигать. Страсти закипели. Враги патриарха Никона воспользовались недовольством части мирян и ряда священников, о которых позже отцы Московского Собора скажут, что их суть "простота и невежество", а именовать их будут "пустосвятами". Сопротивление "пустосвятов" раздражало патриарха: вначале он увещевал их устно, а затем последовали суровые санкции. Епископ Павел был лишен сана и сослан в Палеостровский монастырь, священник Неронов в Каменецкий монастырь, протопоп Аввакум — в Даурию, князь Львов — на Соловки. Посыпались челобитные царю. Хотя Алексей Михайлович и не разделял убеждений "пустосвятов", однако его отношения с патриархом были натянутыми вследствие других, объективных, как ему казалось, причин. Царь перестал приглашать патриарха в Кремль, в том числе на прием иностранных послов. В 1658 г. патриарх публично при всем народе за литургией снял с себя облачения и заявил, что отныне он не патриарх, т.к. царь его за такового не признает. Добровольно удалился в Воскресенский монастырь на восьмилетнее заключение. Такое поведение патриарха озлобило царя, и вместо примирения, он в 1666 г. приглашает для суда над Никоном Антиохийского патриарха Макария, Александрийского патриарха Дионисия, десять митрополитов, трех архиепископов, пять епископов и множество священников. Суд инкриминировал низложенному в сане Никону следующее: самовольное оставление паствы, гордость, а не смирение на суде, унижение митрополита Газского Паисия, лишение без соборного суда епископов их епархий, грубость и жестокость в обращении с подчиненными. В звании простого монаха Никон был сослан на покаяние в отдаленную обитель. Умер в 1681 г., а через год от восточных патриархов была получена грамота, освобождающая патриарха Никона от соборного осуждения. Пока патриарх Никон находился в добровольном 8-летнем заключении, приверженцы старообрядчества ободрились. Протопоп Аввакум был возвращен из ссылки и с завидным упорством стал консолидировать вокруг себя старообрядческое движение. Речи его были резки, недостаток знаний и такта восполнялся экзальтированностью, что подкупало массу людей. Жаркие его приверженцы появлялись и среди бояр. Преследование "пустосвятов" со стороны властей уподоблялось ветру в сторону тлеющего костра. Вскоре старообрядческое движение захлестнуло всю Россию. Главной отличительной чертой раскола была привязанность к букве церковно-богослужебных книг и обряду без разумения его смысла и значения. Умереть хотели они "за один АЗ". В своих мнениях по вопросу восстановления законного преемства через рукоположение старообрядцы разделились на два больших русла. Одна ветвь (поповцев) продолжала изыскивать пути восстановления своего священства через православных иерархов, когда в 1846 г. они обратились к заштатному греческому митрополиту Амвросию с просьбой "напечь" им побольше епископов и священников, что последним и было сделано на Буковине. Оно называется теперь Белокриницким согласием. Другие, наоборот, отвергли всякий контакт с Православием, обвинив его во всех смертных грехах, и затем у них последовало лавинообразное дробление на множество сект и толков. Коротко о наиболее известных из них.ХлыстыРитмично скачут по большой горнице люди, издавая при этом нечленораздельные звуки, вихрем захватывает постороннего человека томительное чувственное сладострастие, пробуждая неудержимое желание, которое в конце радения и совершится наконец, к вящему восторгу радеющих. Но пока они хлещут себя и других жгутами и прутьями и в голос кричат: "Себя хлещу, Бога ищу!" гортанные странные звуки срываются с их уст, и неведомая речь временами вплетается в общий гомон. Так радеют (служат Богу) хлысты. Основал эту мистическую секту Данила Филиппов, как он сам объяснялся, через "озарение" достал истину. Позже он назовет себя Богом Саваофом, чем вовсе и не удивит сектантов, ибо таковым они его и считали. Еще чуть позже, в 1649 г., этот беглый солдат Костромской губернии назовет ревностного последователя Суслова "сыном своим единородным", то бишь Христом Иисусом. И опять поверят ему сектанты, потому что Суслов окружит себя "богородицей" и двенадцатью "апостолами". Купив огромный дом в Москве на средства последователей, назовет его "Новым Иерусалимом". Там и закрутятся умопомрачительные радения, регулярно заканчивающиеся свальным грехом. В 1699 г. Данило Филиппов умер — как упрямо станут утверждать хлысты — "вознесся на небо", и его место займет Прокопий Лупкин, который в 1716 г. будет предан суду в Ярославле, после покаяния властям отпущен, но лишь в 1733 г. секта будет признана как зловредная ересь, и повсеместно в России на хлыстовщину обрушатся гонения. Но... время упущено. Хлысты распространились в Рязанской, Тверской, Симбирской, Пензенской, Вологодской, Нижегородской, Костромской, Владимирской и Ярославской губерниях. Да что там говорить за мир, если к 1733 году только в одних московских монастырях насчитывалось уже 8 хлыстовских гнезд. В следствию было отыскано 416 человек, из которых часть была казнена, часть сослана в Сибирь, другая часть принесла покаяние. Собрания сектантов происходят обычно в потаенном, скрытом от глаз постороннего месте. Выставляется караул на случай облавы. В часы собраний комната освещена огромной люстрой в роде паникадила. Все собравшиеся переодеваются в белую одежду. Существенным элементом "богослужения" являются кружения ("посолонь") и пророчества. Радения бывают: а) одиночное, б) стенкою (несколько человек в ряд), в) корабельное (бегание друг за другом), г) крестное (парами накрест). В момент духовного экстаза кружение становится вихревым. В этот момент "в небо улетает" или "птицу райскую сманивает" сектант. Затем впадает в исступление и начинаются галлюцинации; кто кричит, кто лезет под печь с выпученными от эмоций глазами. Всеобщий неописуемый восторг оканчивается сексуальной разнузданностью, которая в народе и носит название "свального греха". Обобщить признаки, по которым можно опознать хлыста, следующие: народная молва, легкость половых отношений, неупотребление спиртного, внешний облик — истомленное, желто-бледное лицо, тусклый взгляд, гладко причесанная и умащенная маслом голова у мужчин, вкрадчивая смиренная речь, порывистые неадекватные ситуации движения тела, странная любовь к сладостям, употребление для названий друг друга уменьшительных имен. Следует заметить, что радения сектантов исключительно заразительны; часто случалось так, что человек однажды из любопытства попавший на радение секты, практически из нее не возвращался. Хлыстовщина поглотила многих здравомыслящих людей, в том числе из русской интеллигенции, которые из праздного любопытства желали поприсутствовать на радениях.ПрыгуныВ жарко натопленной горнице на лавках у стен сидят люди. С лукавой улыбкой расторопный румяный мужик запевает сочиненную им молитву на мотив русской народной песни. Ему дружно подтягивают собравшиеся, и лишь чуть вначале угадывавшийся мотив, переходит в ликующую песню "Ах вы, сани, мои сани". Песня гулко разносится по селу. Во время пения на "пророка" (т.е. на румяного мужика) накатывает дух. Он останавливает песню и приготовляется к принятию "духа", выражая это топанием об пол ногою и приглаживанием волос на голове. Потом следует покачивание корпусом в разные стороны и, наконец, не будучи в силах сдерживать экстаз, начинает плясать перед пророчицей, которая, не сходя с места, отвечает ему нервным подергиванием плеч. И вот тогда "пророк", подняв вверх руки, начинает подпрыгивать. Прыгая все выше и активнее, он кладет руки на плечи партнерши, и тогда они оба пускаются в пляс. Присутствующие проникаются "священнодействием" пророков, и сами начинают прыгать пока не упадут в изнеможении. (Нередко сторонний наблюдатель, присутствующий на радении к вящему изумлению ловил себя на том, что и сам прыгает.) Затем кто-то начинает бормотать всякий вздор, но это — "пророчество", и к каждому сказанному слову прислушиваются, чтобы растолковать сказанное. На должность пророка подбирают людей молодых и расторопных, но главное, умеющих хорошо плясать. Собрания у прыгунов проходят с пятницы на субботу, т.к. в секте держатся Моисеева закона. Объясняют такую форму служения сектанты просто: царь Давид перед Ковчегом пел и плясал, и Бог не вменял ему этого в грех. Основателем секты считают Лукьяна Соколова (1862 г.), но действительным идейным вдохновителем и общепризнанным лидером является Максим Рудометкин по кличке "Комарь". Зародилась секта в Закавказье в 50-х годах XIX века. Секта празднует все еврейские праздники, но насколько в настоящее время она распространена судить трудно, т.к. подобной статистики никто не вел. В свое время это течение было весьма распространено в России, но, как известно, многие мистические секты были попросту поглощены рационалистическими протестантскими. Эта участь не минула и прыгунов.