МОСКВА 2010

КТО КЕМ ПОБЕЖДЕН ТОТ ТОМУ И РАБ

Cобрано из творений святых отцов и подвижников благочестия

БЛАГОДАТНОЕ СЛОВО РУССКОГО СТАРЦА

Протоиерей Валентин Мордасов

НЕВИДИМАЯ БРАНЬ С ВРАГОМ СПАСЕНИЯ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II В данном издании использован текст, благословение на который было получено при жизни Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ II Тяжелая неволя, жестокое рабство Напрасно думает иной: «Раз согрешу — и больше не стану». Ты по себе-то, пожалуй, и не стал бы повторять греха, да грех-то потребует от тебя послушания себе. Верно слово Господа: делающий грех — есть раб греха (Ин. 8: 34). Раб — слышите, что говорит Господь?! Пока не грешишь — ты свободный человек и грех не имеет власти над тобою, а как согрешил — так стал рабом греха. Но вот где опасность великая: пока не грешишь, грех кажется таким пустым делом, игрушкой, забавой, и человеку думается: «Раз согрешить — не велика беда. Но это только пока: поддайся лишь этому лукавому обольстителю, согреши раз — и ты попал уже к нему на удочку: грех потянет тебя к себе еще сильнее, и ты сам не заметишь, как, повторяя грех, ты попадешь к нему в тяжкую неволю, в жестокое рабство… О, какое это мучительное рабство! Теперь грех манит тебя своею приятностью, а тогда будет повелевать тобою, как властелин; теперь льстит — тогда будет тянуть насильно, и ты не в силах будешь противиться ему! А мы, грешные, иногда думаем: «Вот стоит только захотеть — и перестанем грешить, и святыми сделаемся!» О если бы это была правда! Но «посмотрите, — говорит святитель Тихон, — на несчастных пьяниц: как они, протрезвившись, плачут, рыдают, окаявают себя, видя свою беду и души пагубу, но представился случай — и они снова хватаются за чарку; и как часто многие из них кончают свою жизнь в этом бедственном, воистину плача достойном состоянии! Мы видим, что воров и лихоимцев ни стыд, ни страх человеческий, ни страх Божий не могут удержать от злодеяний: они скорее соглашаются все терпеть и погибать, нежели расстаться со своею гибельною привычкой». А сколько раз жалкий развратник, изнуривший сам себя в отвратительном пороке, проклинал свою страсть, заклинал себя не грешить — и снова мучился… А обман? А божба? А сквернословие и пересуды?.. Справедливо говорит святитель Иоанн Златоуст, что «привычка имеет великую, очень великую силу: она обращается даже в необходимость природы». «Иной согрешает немного, — говорит преподобный Дорофей, — а сколько времени он проводит потом, проливая кровь свою, пока исправит себя!» Именно — проливая кровь, ибо для того, чтобы вырвать из сердца греховную привычку, должно понуждать себя до пота кровавого, не жалея самой жизни своей. И хорошо сказал авва Несторий: «Если кто увлекается страстию, то он будет рабом страсти». Скажут: «Что же делать, чтобы избежать этого страшного рабства? Ведь мы люди, а не Ангелы, мы слабы и немощны. Кто чист от скверны греховной, аще и един день жития его будет на земли?» «Убивай врагов, — поучает святитель Тихон, — пока они малы, чтоб, когда подрастут и укрепятся, не убили тебя самого. Пусть они умирают, да живет душа твоя. Горе душе, которою завладеют сии супостаты — злые страсти и греховные привычки!» Они и за