«Гордые, но глупые люди, подобны пустым колосьям, которые поднимаются выше других, имеющих

семена» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Гордость есть доказательство скудости ума» (святитель Иоанн Златоуст).

«Землю носим, по земле ходим и землею будем»

(преподобный Ефрем Сирин).

«Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он» (преподобный Нил Синайский).

«Блажен, кто имеет пред очами день исшествия, и

возненавидел гордость, прежде чем обличена естественная наша ничтожность согнитием во гробе» (преподобный Ефрем Сирин). Ничтожное, слабое, в сущности, существо человек, раз поддавшись чувству гордости, доходит, наконец, до того, что еле считает землю достойною носить его и забывает даже о том, что он смертен. Окидывая своим надменным взором все окружающее, он верит тому, что стоит неизмеримо выше всех. Царь Филипп Македонский, чтобы от гордости не забыть о своем человеческом происхождении, ежедневно напоминал себе: «Помни, что ты человек!» Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23: 12). Есть много людей, которые кажутся важными только по имени. Когда вы видите их вблизи, они — ничто, они внушают уважение только издалека. «Гордость подобна высокому согнившему дереву, у которого ломки все сучья; и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты» (преподобный Ефрем Сирин). Погибели предшествует гордость, а падению — надменность (Притч. 16: 18). Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою (Сир. 1: 30). «Если диавол будет ловить тебя гордостью, вспомни, кто был он и откуда ниспал, а также и то, что есть человек? Лежа во гробе, издает запах хуже всякого животного» (святитель Амфилохий Иконийский). «Гордость есть мать пороков, от которых и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым» (святитель Иоанн Златоуст). 20 - ГОРДОСТЬ 21 «Не могу одолеть тебя…» Однажды преподобный Макарий, набравши в пустыне финиковых ветвей для плетения корзин, возвращался в свою келью. На дороге встретил его диавол с серпом в руке и хотел им ударить его, но никак не мог. Тогда он сказал преподобному Макарию: «Макарий! Как много ты досаждаешь мне тем, что я никак не могу одолеть тебя! Что делаешь ты, то и я делаю, и еще больше, нежели ты. Ты постишься, а я никогда ничего не ем; ты бодрствуешь, а я никогда не сплю. Одно только есть в тебе, чем ты побеждаешь меня». «Что же это такое?» — спросил преподобный Макарий. «Смирение, — отвечал диавол, — вот против чего я устоять не могу». *** «Что значит эта гордость, с которою имеющий на себе дорогую одежду едва удостоивает взора покрытую вретищем или полураздетую нищету, это непостоянство, с которым так часто переменяют уборы? Не есть ли это нечто подобное тому, как если бы