мы не должны считать это знаком того, будто бы Бог

оставил нас или презирает нас; напротив, это должно

считать несомненным доказательством того, что Бог

заботится о нас, что, этим искушением очистив наши

грехи, готовит нам в будущей жизни венцы за терпение и преданность Ему, которая лучше всего свидетельствуется, чем чаще оказываешься в искушениях.

Когда приражается к нам какое-нибудь искушение; то

мы тотчас с самого начала должны стараться отразить

его, то есть с самого начала противиться греховному помыслу и страстному влечению; иначе после нужно будет врачество, потому что от долгой медлительности зло усиливается. Слабым христианам Бог и не попускает сильных искушений, а преуспевающие подвижники, по попущению Божию, нередко подвергаются страшному искушению от хульных помыслов на священные предметы, святых Угодников, даже на Самого Бога по влиянию бесов. Когда бесы не успеют одолеть внимательного подвижника обыкновенными искушениями, то, наконец, по зависти и злобе стараются смутить его хульными помыслами. А Бог попускает это искушение большей частью за духовную гордость, высокое мнение о своей праведности, богоугодности, а иногда для испытания веры, надежды и любви к Богу, для большего очищения посредством самой напряженной борьбы духа со злом, с сатанинскими помыслами, для одержания решительной победы над темными силами и для умножения венцов или награды в Царстве Славы. Малодушие, страх, смущение придают большую силу искушению и диаволу большую дерзость в нападении и радость. Потому сильно искушаемых должно ободрять, говорить, что им, как состоящим под покровительством Божиим, нечего бояться. Что касается до искушений бесовских через людей, то по двоякому характеру их и брань с ними двоякого рода. Одни искушения производят в нас гнев, скорбь, отвращение, а другие обольщают, возбуждают приятные чувства, привлекают к себе. Когда какой предмет возбуждает неприятные чувства, то от него не должно уклоняться, а лучше сближаться с ним; например, случается, что люди, несогласные между собой, становятся тем ненавистнее друг другу, чем более избегают встречи друг с другом; а когда один из них хочет сблизиться с противником, то часто примиряются. Впрочем, когда от недавней обиды чувство гнева сильно кипит, то в это время надобно опасаться, чтобы от присутствия сделавшего неприятность чувства гнева и злости еще более не возбуждались и, омрачив рассудок, не довели до безрассудных поступков. Тогда лучше удалиться от искушения, обратить все внимание на другой предмет и выжидать, пока утихнет буря, или как некто из древних сказал: «Отними кипящий котел от огня, пока остынет». Чтобы совершенно подчинить страсти разуму, истребить уязвляющее жало их, недостаточно однажды только подавить их, а лучше, не уклоняясь новых случаев к возбуждению страсти, стараться с