По примѣру древней христіанской церкви и наша русская въ своихъ постановленіяхъ

постоянно внушала пастырямъ церкви смотрѣть на проповѣдь слова Божія, какъ ва первую

свою обязанность, и за неисполненіе ея грозила страхомъ удаленія отъ священнослуженія

или отрѣшенія отъ должностей (см. предисловіе къ собранію Сѵнодскихъ поученій. Уставъ ц.

консисторій §§ 8—11, инструкцію благочин. § 23 и ставлен. грамм.).

ІГ Прѳ дис л овіѳ.

Въ частности издаваемый трудъ имѣетъ нѣсколько назначеній: во первыхъ,,

служить готовымъ и самымъ полнымъ сборникомъ поученій, удобныхъ для произнесенія съ церковной каѳедры, въ томъ видѣ, какъ они напечатаны, на каждый день года примѣнительно къ жизни прославляемыхъ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ святыхъ и праздникамъ, особенно на всенощныхъ бдѣніяхъ и заутреняхъ,—во вторыхъ-пособіемъ для живой церковной пропо- Наставленія I. Христа о важности церковнаго учительства, примѣры св. апостоловъ, и Отцевъ церкви и правила вселенской церкви—все говоритъ за то, что проповѣдь и при томъ* постоянная, если можпо, ежедневная, при совершеніи каждаго богослуженія, есть неотложная обязанность истиннаго душепастыря церкви—обязанность, которая отнюдь не можетъ устраняться другою обязанностію—совершеніемъ богослуженія. На практикѣ же, къ глубокому сожалѣнію, мы не всегда видимъ это. Всѣ возраженія относительно неумѣстности частой проповѣди не выдерживаютъ ни малѣйшей критики. а) Говорятъ, что богослуженіе замѣняетъ и даже дѣлаетъ излишней проповѣдь. Но если бы это было такъ, то не было-бы правила вселенской церкви объ обязанности проповѣдывать по вся дни, наипаче же въ воскресные и праздничные дни. Вѣдь это правило было* поставлено тогда, когда богослуженіе и совершалось и посѣщалось не съ меньшимъ, а даже несомнѣнно съ большимъ усердіемъ, чѣмъ теперь. Да и тѣмъ, кто высказываетъ подобное возраженіе, хорошо извѣстно, что наше богослуженіе, при всѣхъ его несравненныхъ достоинствахъ,.не можетъ ясной раздѣльно научить- всѣмъ главнѣйшимъ истинамъ вѣры и нравственности. Требуется живое слово пастыря, чтобы объяснить самое богослуженіе для того, чтобы оно служило учителемъ вѣры и благочестія. А читаемыя на литургіи важнѣйшія нарочно избранныя мѣста св. писанія развѣ не требуютъ- объясненія для слушателей, когда таковыя объясненія необходимы и въ школѣ, и въ семьѣ,, и въ жизни и притомъ на каждомъ шагу? А возбужденіе къ подражанію жизни святыхъ,, восхваляемыхъ въ краткихъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, развѣ не требуетъ особыхъ пояснительныхъ поученій. б) То возраженіе, что въ будничные дни не для кого говорить поученій, тогда только имѣетъ силу, когда дѣйствительно нѣтъ въ храмѣ ни одного прихожанина, но если есть одинъ или нѣсколько, то уже пастырь, зная съ одной стороны, что радость бываетъ великая на. небесахъ по поводу обращенія и одного грѣшника, а съ другой—что слово жизни, слышанное однимъ, чрезъ этого одного можетъ быть передано многимъ, имѣетъ всѣ побужденія сказать- хоть нѣсколько словъ назиданія и одиому или нѣсколькимъ прихожанамъ. в) То возраженіе, что частая проповѣдь многимъ не нравится, уже потому не имѣетъ значенія, что еслибы слѣдовать этому сужденію „нѣкоторыхъ", то нужно было-бы уничтожить,