уста ея, спѣшила, въ послѣднія предсмертныя

минуты, излить предъ возлюбленнымъ

сыномъ своимъ всю любовь

свою къ нему, все попеченіе о

душѣ его, всѣ наставленія для дальнѣйшей

его земной жизни, всѣ упованія,

которыя должны были превратить

ихъ временную разлуку въ вѣчное блаженное соединеніе... Оставшись послѣ матери своей, вдовы Евфросиніи, одинокимъ сиротою, Климентъ былъ принятъ на попеченіе подругой своей матери, богатою и благородною женщиною—по имени Софіею, не имѣвшею своихъ дѣтей. Софія была очень сострадательна. Во время голода, бывшаго въ Галатіи, въ г. Анкирѣ, гдѣ жила она, нѣкоторые язычники, не имѣя въ то время средствъ прокормить дѣтей своихъ, бросали ихъ на произволъ судьбы; Климентъ, и по смерти матери находясь подъ хорошимъ вліяніемъ, слѣдовательно—христіански участливый, приводилъ этихъ брошенныхъ дѣтей въ домъ Софіи,—она пропитывала и одѣвала ихъ; Климентъ во Мѣ с я ц а янва р ь . 65 всемъ помогалъ ей; впослѣдствіи училъ этихъ дѣтей и готовилъ ихъ къ крещенію, такъ что домъ Софіи сдѣлался какъ бы пріютомъ бѣдности и воспитательнымъ. Такая дѣятельность и вообще чистая жизнь Климента возбудила къ нему общее уваженіе. Едва достигнувъ 20-ти-лѣтняго возраста и пройдя низшія степени священства, онъ былъ избранъ въ епископы. Теперь онъ сталъ учителемъ не однихъ дѣтей, но уже цѣлой паствы, и дѣйствовалъ съ успѣхомъ, распространяя христіанство и утверждая всѣхъ въ добродѣтеляхъ христіанскихъ. Но вотъ настало жестокое гоненіе Діоклитіана. Однимъ изъ первыхъ подвергся преслѣдованію Климентъ, какъ ревностный пастырь церкви. Неумолимы и жестоки были истязанія надъ нимъ; но его терпѣніе все превозмогло. Мучители уставали мучить его и смѣнялись одни другими; Климента уже нельзя было узнать отъ ранъ, ибо все тѣло его, остроганное желѣзомъ до обнаженныхъ внутренностей, представляло одну сплошную рану; но брошенный въ такомъ состояніи въ темницу, онъ чудесное получилъ отъ Господа исцѣленіе. Тогда, чрезъ нѣкоторое время, рѣшено было отправить Климента въ Римъ, гдѣ онъ снова былъ подвергнутъ истязаніямъ и тюремному заключенію. Но Господь и здѣсь не оставлялъ его, подавая ему чудесное исцѣленіе;народъ,между тѣмъ, поражаемый подвигами мученика и славою Божіихъ чудесъ надъ нимъ,— во множествѣ обращался къ Богу христіанскому. Многіе изъ обращенныхъ приняли мученическую смерть за Христа. Изъ Рима Климентъ былъ посланъ въ Никомидію,гдѣ преданъ былъ мученіямъ вмѣстѣ съ новокрещеннымъ ученикомъ своимъ Агаѳангеломъ; потомъ снова подвергли его мученіямъ въ отечественномъ городѣ Анкирѣ; въ Тарсѣ онъ протомился многіе годы въ темницѣ. По воцареніи императора Макси- мина, темничные смотрители напомнили городскому начальству о давнишнихъ узникахъ — Климентѣ и Агаѳангелѣ: „что дѣлать съ этими узниками? 11—спрашивали они,—„иного лѣтъ онй были мучимы отъ разныхъ властителей, но все живы и здоровы, и иы думаемъ,—ужъ не безсмертны ли они?а