IlilJHUH ГОДНЧНЫИ КРУГЪ

КРАТКИХЪ ПОУЧЕНІЙ,

СОСТАВЛЕННЫХЪ

НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. евящен. событіямъ, воепоминаемымъ церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи).

1. Аще благовѣствую, мѣстъ ми похвалы: нужда бо ми налетитъ} *оре оюе мнѣ естъ, аще не благовѣствую (I Кор. IX, 16).

2. Проповѣдуй слово, настой блаювременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ (2 Тит. IV, 2).

3. Предстоятели церквей должны по бся дни, нагтаче же во дни воскресные, поучавшій весъ клиръ и народъ словесамъ благочестія. (Прав. 19-ое VI вселенскаго собора). СОСТАВИЛЪ преимущественно ПО ЛУЧШИМЪ ПРОПОВѢДНИЧЕСКИМЪ ОБРАЗЦАМЪ Священникъ Магистръ Григорій Дьяченно. В Ъ ДВУХЪ ТОМАХЪ. ТОМЪ ВТОРОЙ. Второе полугодіе- (375 поученій). ©&----------------------------------------------------------------------- Й Второе пересмотрѣнное и значительно дополненіе изданіе. ^ ©г»-----------------------------------------------------------------------«© МОСКВА Изданіе книгопродавца А. Д. Ступица. 1897. Отъ Московскаго Духовно-Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. Москва, Мая 30 дня 1896 года. Цензоръ Протоіерей Іоаннъ Петропавловскій. Типографія Вильде, Малая Кисловка, собственный домъ. ПРЕДИСЛОВІЕ. Въ предисловіи къ только что вышедшему вторымъ дополненнымъ изданіемъ первому тому нашей книги подъ заглавіемъ: „Полный годичный кругъ краткихъ поученійсоставленныхъ на каждый день года, мы довольно подробно изложили свои взгляды на издаваемый нами трудъ п тогда же опредѣлили его назначеніе. Мы показали тогда, что „Полный годичный кругъ краткихъ поученій^, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священнымъ событіямъ, имѣетъ нѣсколько назначеній: во-первыхъ, служить готовымъ и самымъ полнымъ сборникомъ поученій, удобныхъ для произнесенія съ церковной каѳедры въ томъ видѣ, какъ они напечатаны примѣнительно къ жизни прославляемыхъ каждый день въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ святыхъ и праздникамъ;—во-вторыхъ, быть пособіемъ для церковной импровизаціи, понимаемой не въ строгомъ смыслѣ живого вдохновеннаго церковнаго слова (какъ глоссолаліи и проФитіи (см. 1 Кор. XIY) въ первенствующія времена христіанской церкви, подъ которыми разумѣлись способы публично высказываться предъ слушателями относительно истинъ вѣры и нравственности— экстатическій и энтузіастическій), а въ смыслѣ устнаго болѣе или менѣе свободнаго, напоминающаго собой способъ произношенія поученій раціональный (древне-христ. дидаскаліи: см. 2 Кор. XI, 6), смотря по степени привычки и дарованій проповѣдника къ проповѣдничеству, произношенія готоваго поученія, напереуь разученнаго имъ или буквально или въ главномъ содержаніи и планахъ (напечатанныхъ въ нашей книгѣ жирными строками), болѣе или менѣе приноровленнаго нами къ такому произношенію-,—въ-третьихъ, служить пособіемъ для самостоятельнаго составленія словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и т. п. видовъ церковной проповѣди, чему долженъ по нашему мнѣнію содѣйствовать приложенный къ началу каждаго тома „Полнаго годичнаго круга краткихъ поученій^ подробный алфавитный указатель догматическихъ и нравственныхъ понятій, развитыхъ гомилетически*,—въ-четвертыхъ, быть пособіемъ для веденія внѣбого- служебныхъ собесѣдованій съ народомъ по поводу жизни святыхъ, прославляемыхъ церковію каждый день, также праздниковъ въ честь Господа, Божіей Матери и безплотныхъ силъ, а кромѣ сего также разныхъ церковно-обще- ственныхъ событій, воспоминаемыхъ церковію*,—въ-пятыхъ, быть книгою для назидательнаго домашняго чтенія, на каждый „день христіанина^, особенно !) Примѣчаніе. Само собою разумѣется, что пастырь церкви можетъ смотрѣть на настоящую нашу книгу лить какъ на пособіе при составленіи собственныхъ поученій, пользуясь самостоятельно предложеннымъ и гомилетически обработаннымъ въ ней матеріаломъ для самостоятельнаго составленія поученій, словъ, бесѣдъ, рѣчей и т. п. видовъ церковной проповѣди, какъ о томъ мы подробно сказали въ предисловіи къ 1-ому тому. I r Предисловіе.