Евангельская история

Первое хождение Господа по Галилее

Чудом изгнания беса в синагоге надежды народа были возбуждены. Почему, как только прошел законный предел покоя субботнего, все потекли к Нему со своими недужными, и Он исцелил многих. Утром Он удалился в пустынное некое место молиться. Ученики и народ, нашедши Его, звали в город, но Господь, сказав им, что надобно и другим городам благовествовать, пошел с учениками по Галилее.

К сему хождению относим посещение Господом Назарета и исцеление прокаженного. Конечно, было и другое немалое; но столько предано.

Господь прежде миновал Назарет для того, можно положить, чтобы, совершив на стороне дивные чудеса, вестию о них расположить Назаретян к вере в Него. Теперь весть о впечатлительных знамениях, бывших в Капернауме, конечно, дошла уже до Назарета, и Господь спешит туда прежде других, чтобы и соотечественников своих обрадовать тем же. Но Назаретяне не уразумели образа действий Господа и не как следует приняли Его. За то и не удостоены того, что было в Капернауме.

Почему здесь дается место посещению Господом Назарета, об этом сказано выше. Прибавим к сему еще одно замечание. Евангелисты Матфей и Марк помещают посещение Господом Назарета гораздо после, почти пред третьею Пасхою. Не следует ли и настоящего сказания евангелиста Луки отнести туда же? Нет. Хотя сказания эти много сходны, однако ж есть в них и такие обстоятельства, которые составление одного сказания из всех них делают крайне затруднительным. Здесь Назаретяне очевидно не мирны ко Господу, там этого не видно; здесь делают покушение на жизнь Господа, там хоть немногие веруют в Него, и Он сделал несколько исцелений чрез возложение рук Своих. Почему посещения Господом Назарета это и то нельзя считать за одно и то же. Почитая же их разными, в разное время бывшими, помещаем сказания о них каждое в своем месте: это здесь, а те там.

Исцеление прокаженного описывает и евангелист Матфей. Но сказания то и это, сходные во многом, разнятся и по месту действия, и по тому, чем сии исцеления сопровождались: там оно совершается на пути с горы Блаженств, здесь в некоем городе; там оно мирно кончается, здесь сопровождается сильным движением народа. Почему исцеление прокаженного по Евангелисту Матфею считаем отличным от настоящего подобного исцеления по евангелистам Марку и Луке, и каждому даем свое место. Это помещаем здесь, а то поместим там, после Нагорной проповеди. Настоящее исцеление у евангелиста Марка стоит тотчас за сказанием об исшествии Господа в Галилею на проповедь; а у евангелиста Луки между сим исшествием и исцелением прокаженного помещается сказание о чудной ловитве рыб, то, которое выше признано отличным от подобного же события по евангелистам Матфею и Марку и которому следует дать свое место. Спрашивается, тут ли его оставить, или перенесть на другое место? Тут ему стоять нельзя. Впереди стоит исшествие Господа из Капернаума, позади исцеление прокаженного в некоем граде, тоже вне Капернаума. Будет выходить, что и чудная ловитва рыб была вне же Капернаума. А сему вне его быть нельзя. Ловцы для ловитвы должны быть у себя дома, то есть в Капернауме, что могло иметь место только по возвращении Господа с первого хождения Его по Галилее. О возвращении же сем евангелист Марк возвещает, что оно было чрез несколько дней по исцелении прокаженного. После сего исцеления и место новой ловитве рыб чудной.

Итак, имеем: в первом хождении своем по Галилее Господь посетил Назарет, исцелил в некоем граде прокаженного и чрез несколько после того дней опять возвратился в Капернаум для второго в нем пребывания, где первым Его делом была проповедь с моря и чудная ловитва рыб.

Второе пребывание Господа в КапернаумеТут имели место чудная ловля рыб после проповеди с моря, исцеление расслабленного и призывание Матфея-Левия. Первое помещается здесь по вышеизложенному соображению, второе и третье по согласию двух евангелистов Марка и Луки.Когда Господь возвратился в Капернаум, ученики Его обратились снова к обычному своему занятию рыболовному. Это, вероятно, делали они и при других пребываниях Господа в Капернауме; даже по воскресении Господа видим их ловящими рыбу, как только оказались они в своем городе. Побыв немного у себя, Господь и сам направился к морю. За Ним последовал народ, и Он учил его. Когда подошли к морю, народ теснился к Господу, чтоб слышать слово Его. Господь сел в лодку и велел немного отплыть от берега. Затем сидел в лодке и учил. Кончив учение, велел Он рыбарям забросить мрежу и даровал им чудную ловитву, сопровождавшуюся воодушевительным словом к Петру.Скажет кто: опять призвание; и это уже третье, потому что они призываемы были еще и при Иордане. Еще и четвертое будет пред Нагорною проповедию; и то будет уже окончательное, а эти были только подготовительными, только намечением. Как прежде, по вселении в Капернауме, звал Он их, чтоб идти с ними по Галилее, так теперь зовет, намереваясь вскоре идти с ними в Иерусалим на вторую Свою Пасху.Когда Господь с позванными учениками пришел в дом, узнали о сем нуждавшиеся в Его помощи и принесли к Нему расслабленного. Господь исцелил его. После исцеления расслабленного последовало призвание Матфея-Левия. Оба сии события: исцеление расслабленного и призывание святого Матфея стоят вместе и у евангелиста Матфея и рассказываются совершенно согласно с евангелистами Марком и Лукою. Почему сказание о них сих двух привлекает сюда сказание одного евангелиста Матфея, хотя оно стоит у него между другими событиями, предшествующими и последующими.Приходило на мысль сказание об исцелении разслабленного поместить прежде чудной ловитвы рыб. Но евангелист Марк, по исцелении расслабленного, говорит, что Господь опять пошел к морю. Следовательно, Он был уже там недавно. Когда? Всего ближе, прежде исцеления расслабленного, то есть когда дал чудную ловитву рыб. После слов: пошел к морю Господь святой Марк говорит, что Он, проходя, позвал Матфея. Так определяется у него исследование всех трех событий.Второе хождение Господа: в Иерусалим на Пасху вторую и на возвратном пути по Галилее