Днесь слово воплощается

Третий сказал: Я женился, и потому не могу прийти. Имей мя отречена, - т. е., в отличие от первых, даже не извинился, а просто грубо ответил: "Не нужна мне Твоя вечеря. Я женился, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже".

Возвратившись, раб рассказал обо всем своему Господину. Тогда, разгневавшись, Хозяин дома сказал рабу Своему: "Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых". И сказал раб: "Господин! Исполнено, как приказал Ты, и еще есть место" (Лк. 14; 21-22).

Кто эти слепые, хромые, нищие и убогие, которых собирал Хозяин вечери по улицам города? Это те, о которых говорит апостол Павел в Послании к коринфянам: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1; 27, 28). Это нищие и телом, и духом, простые, смиренные люди, не кичащиеся своей мудростью, ибо они ее и не имели, будучи необразованными.

Господь Иисус Христос избрал двенадцать апостолов именно из таких ничего не знающих от науки, от мудрости человеческой рыбарей, и потом еще семьдесят апостолов - из людей, ходивших за Ним и настроенных совсем иначе, чем вожди израильские. Мытари приходили к покаянию, блудницы омывали слезами своими ноги Господа и отирали их распущенными волосами. Эти люди, не мудрые, не знатные, уничиженные, понимали сердцем, хотя и грешным, но сохранившим чуткость, святость Господа.

Но на вечери осталось еще место. И тогда Господин сказал рабу: Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой (Лк. 14; 23). Кого велел Он искать на этот раз? Язычников, которые жили далеко от Иерусалима, в великой Римской империи, покорившей себе весь тогдашний мир, и которых в течение трех веков покорила проповедь о Христе. Они некогда блуждали во тьме, по перепутьям, а потом становились мучениками Христовыми, потому что к этому их призвал Господь. Вот кем наполнилась горница, уготованная для пира.

Евангелист Матфей прибавляет еще нечто важное: Царь, вошедши посмотреть на возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: "Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Он же молчал. Тогда сказал Царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 22; 11-14).

Кто этот человек, одетый не в брачную одежду? Это один из тех, кого немало даже среди нынешних христиан, кто не понимает, что царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11; 12), кто полагает, что, получив отпущение и прощение грехов в Таинстве Крещения, он уже чист. Это один из ханжей, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие.

Слова Христовы вечны, они имеют непреходящее значение и относятся и к нам, живущим через две тысячи лет после того, как они были произнесены. Ибо разве не все люди, которых Господь искупил Своею Божественною Кровью, призваны на вечерю в царстве Божием? Но многие ли откликаются на призыв? Многим нет дела до царства небесного, они не верят в Бога, в вечную загробную жизнь и идут своим путем, отвергнув путь Христов. Но в итоге они увидят и поймут, что отвергли и над чем смеялись.Однако из числа отвергших вечерю Христову очень много таких, кто верует в Бога и хотел бы войти в царство небесное, но в то же время говорит: "Можно ли идти против течения и не жить той жизнью, которой живут все? Можно ли выделяться из среды людей мира сего? Ведь мы зависим от них и боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них".Они боятся насмешек и издевательств окружающих и не боятся слов Самого Господа: Кто постыдится Меня перед людьми, того постыжусь и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10; 32).Не в нашей власти удержать таких людей, но в нашей власти удержать себя, осознать, что мы заслужим отречение от нас Господа Иисуса Христа, если посмеем сказать Ему: Имей мя отречена, - если не решимся плыть против течения, если не будем выше всего ставить заповеди Христовы, не боясь того, что скажут о нас люди мира сего.Жизнь коротка, все мы скоро умрем. Так подумаем же об оставшихся днях, употребим их на то, чтобы очистить сердца и стать достойными участниками великой вечери Христовой. Да сподобит всех нас этой радости Господь! Аминь.30 декабря 1951 г.«Народ, чтущий Бога, будет благословенным»