Духовные стороны христианства

По мере веры мы получаем и помощь на творение волн Христовой. Творящий заповеди Христовы мерою исполнения их показывает и меру своей веры, потому что по мере веры посылается и благодать, дающая силы на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою своего бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати, возбуждающей к делам по заповедям и помогающей в них (60, 265).

Кто верует, что Бог есть, тот помышляет о Нем все великое и славное, исповедуя, что Он один - Владыка, Господь и Творец всяческих, и что Он бессмертен, вечен, нетленен, непостижим и не-изречен. Кто это знает и верует... тому как можно не предать себя на подвиги (благоугождения) Ему в жертву, по любви к Нему, чтобы сподобиться быть если не сыном Его и наследником, то хоть одним из верных рабов, стоящих близ Него. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 14).

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет: а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16, 16). Истинность веры должен доказать нам образ нашей жизни. Мы только тогда можем быть истинно верующими, когда на деле исполняем данное при Крещении обещание отречься от сатаны и всех дел его и всего служения его. А потому каждый из вас пусть обратит пристальное внимание на самого себя. Если кто после крещения сохранил все обещания, тот истинно верующий. А если кто не соблюдает своего обещания, обратился на дела беззаконные и сердцем устремился к удовольствиям мира, тот должен оплакивать свои согрешения. Ибо премилосердный Господь приемлет в число верующих и того, кто обращается от пути заблуждения к истине. Он, принимая всех истинно кающихся, сглаживает Своим милосердием всякое наше беззаконие. Святитель Григорий Двоеслов (116, 687).

То, что мы истинно веруем Богу... пусть будет явлено на основании наших дел и соблюдения Божиих заповедей. А то что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим о Нем... (явим) тем, что мы единодушны, единомысленны, единоисповедны с Богоносными Отцами нашими. Как неложная вера в Бога проявляется не только в противлении плотским страстям и сетям лукавого, но и в противлении одержимым страстями людям, обольщающим и соувлекающим в неблагородные услаждения, так и православная вера в Единого Бога проявляется не только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и в противлении нечестивым людям, тайком похищающим и увлекающим с собой в погибель. Величайшая же помощь в той и другой вере посылается не только от Бога и данной нам от Него силы разума, но и от добрых Ангелов и от благочестивых, живущих по Богу людей. Святитель Григорий Палама (65, 82).

Видишь на дереве сухую ветвь, которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющей свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть "истинная виноградная лоза" (Ин. 15, 1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф. 5, 30). Он чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким. Такому Бог грозит судом Своим. "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10). Это рассуждение учит тебя, христианин, осмотреться, имеешь ли веру, которая своими плодами, то есть добрыми делами, себя проявляет. Святитель Тихон Задонский (104, 301-302).

Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью (108,499).

Не утвердившие и не возрастившие веру от слуха делами веры легко обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины (109,139).

Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и хранится делами веры и непорочностью совести (109, 137).Спаситель мой. Насади в меня веру живую, доказываемую делами..., чтобы я стал способным к воскресению в духе моем. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 458).Верность БогуБратия, будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться ему. Покорим себя Ему и постараемся исполнять волю Его во всякое мгновение... Будем веровать в Него и поклоняться Ему, чтобы царствовать с Ним и в вечности наслаждаться Его благами... Будем веровать в Него от всего сердца и жить по заповедям Его, потому что "вера, если не имеет дел, мертва" (Иак, 2, 17). И Он помилует нас в Царствии Своем, когда окончим странствие, определенное нам в этом мире. Преподобный Антоний Великий (82, 11).Для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольных помыслов, восходить на высоту веры и в ее учении полагать свое высшее благо. Святитель Иоанн Златоуст (42, 162).Вера есть готовность умереть ради Христа за Его заповедь, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь; готовность нищету вменять в богатство, безвестность и ничтожество-в истинную славу и знаменитость; уверенность-в то время как ничего не имеешь,- что всем обладаешь. Особенно же вера есть стяжание неисследимого богатства познания Христа и способность смотреть на все видимое, как на прах или дым (61, 508).Вера во Христа - не только пренебрежение к удовольствиям жизни, но и терпеливое и благодушное терпение всякого искушения, печалей, скорбей и неприятных случайностей, пока Бог не благоволит призреть на нас. Преподобный Симеон Новый Богослов (61,508).