Духовная жизнь начинается с покаяния

- В одном псалме сказано: "Избавитель мой, от врагов моих гневливых, от восстающих на меня, от мужа неправедного избавь меня" (Пс. 17, 49), а в другом: "Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои" (Пс. 118, 69). Как Вы объясните это противоречие?

- В словах первого стиха человек обращается к Господу как к Избавителю от врагов гневливых, то есть прежде всего от демонов, от тех бесплотных духов, которые нападают на нас, желая лишить нас душевного мира, ввергнуть в искушения, в грехи. Единственный Избавитель от таких врагов - Господь.

Люди не являются нам врагами, все они - орудия Промысла Божия, поэтому враждовать с людьми - это не по-христиански. И другая приведенная Вами строчка говорит о том же самом: "Против меня умножилась неправда гордых", то есть опять-таки нечистых духов. Демоны не про-сто всевают помыслы, они окружают нас определенной средой, приводят к нам людей - своих служителей. Как от них можно избавиться? "Вникну всем сердцем в заповеди Твои", то есть изучу их, буду жить по заповедям Божиим, смотреть, какова Божия воля в той или иной ситуации. Если мы впали в искушение, как из него выходить? Не просто бежать без оглядки, это не всегда возможно, а нужно узнать, какова Божия воля, как правильно поступить.

- В притче о неверном управителе сказано: "И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". И дальше: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лк. 16, 8, 9). Каков духовный смысл этой притчи?

- Святыми Отцами эта притча признана одной из самых сложных для объяснений. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не нужно обязательно пытаться понять в притчах все до тонкостей, главное в них - общий смысл. Поэтому, по его словам, не стоит доискиваться причины, по которой одному в расписке сказано написать пятьдесят мер масла, а другому - восемьдесят мер пшеницы. Святитель объясняет эту притчу так: любое богатство есть, по сути дела, неправедное, очень редко богатство собрано праведными путями. Если человек благочестив, он вообще богатства иметь не может: преподобный Иоанн Лествичник говорит, что стяжавший любовь расточил богатство, ведь всегда рядом с нами есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, кроме того, строятся храмы, богадельни, больницы. Поэтому настоящий христианин быстро расточит все свое богатство.

class="postLine">Богатые люди для того, чтобы не быть осужденными, должны на свое земное сокровище приобрести себе небесное царство. Богатство их неправедное, но если они отдадут его в руки бедных, совершат дела благочестия, то им будут прощены многие грехи. Таков смысл притчи.

А о стихе: сыны века сего мудрее в своем роде - можно сказать следующее: люди земные, как правило, хитрее, лукавее, чем люди благочестивые, ведь любовь всему верит (1 Кор. 13, 7), всему доверяет. С одной стороны, Господь сказал: будьте просты как голуби, но, с другой стороны, - будьте мудры как змеи (Мф. 10, 16). Человек земной, еще не совсем церковный обычно старается угодить всем сразу, но все-таки, если он богат и хочет спасти свою душу, то может начать с раздаяния милостыни. В любом случае милостыня полезна: она умилостивляет Господа, и Он дает Свою благодать, которая вразумляет человека и ведет его дальше по пути ко спасению, так что многие богатые раздают свое богатство и уходят в монастыри или строят храм, поселяются при нем, становятся, например, старостами и трудятся там своими руками. Такие случаи известны.

Однако нужно помнить и о таком известном высказывании: "Милостыня да запотеет в руке твоей", - для того, чтобы мы все-таки творили милостыню с рассуждением, а не просто разбрасывались деньгами налево и направо.Вопросы, которые задает жизнь- .Как относиться к исцелениям от различных болезней по фотографиям?У меня не осталось других надежд, может быть, это мне поможет?- Нет, это не поможет. Дьявол помочь не может. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что дьявол еще никому ни разу не сделал ничего доброго. Всегда были волхвы, колдуны, волшебники, и т. п. И в Ветхом Завете приводится случай волшебства, - все это, в том числе и исцеление по фотографиям, означает обращение за помощью к дьяволу. Но эта помощь дьявола, - лишь видимость: за проданную душу он якобы оказывает свое содействие, но поскольку он есть лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), в конечном итоге бывает еще хуже.Я не верю ни в какие исцеления, которые обещают экстрасенсы или народные целители - сейчас они по-разному называются. Еще раз повторю: не может дьявол исцелять, может только обманывать. Я знал одну женщину-врача, которая рассказывала, что очень многие люди попадали к ним в реанимацию после "лечения" у экстрасенсов, особенно после сеансов Кашпировского и Чумака. В день трансляции этих сеансов по телевидению врачи уже сидели и ждали пострадавших.Если Бог посылает болезни, обращайтесь к Самому Врачу душ и телес наших, к Его угодникам, а также к традиционной медицине. Если медицина не помогает, значит нужно принять эту болезнь как крест и, либо ждать, когда, по милости Божией, медицина откроет какие-то новые средства исцеления наших болезней, либо с благодарением терпеть.Я, как священник, могу засвидетельствовать, что часто бывают исцеления от святых икон, святых мощей, особенно же - от Таинств Причащения, исповеди, соборования. Соборование - это Таинство, специально установленное для исцеления от болезней. Оно обычно совершается в храмах Великим постом.